Техника и технологии постоянно совершенствуются. Когда-то были паровозы, позже появились поезда, а сейчас во многих странах мира по рельсам скользят машины футуристического вида с невероятной скоростью. А вот сами железнодорожные рельсы за многие годы существенно не изменились и во всех государствах выглядят практически одинаково.
Каждый знает, что вокруг рельс на всем пути их пролегания насыпаны камни различных размеров. И это не просто валуны, они имеют научное название — балласт или балласт рельс. Но зачем они нужны?
Фиксируют рельсы
Основная задача — надежно зафиксировать железнодорожные пути. Ведь это не так просто заставить держаться рельсы на одном и том же месте. Без балласта они бы быстро поменяли свое положение из-за различных факторов — теплового расширения, наземного движения и вибраций. Металлические треки должны выдерживать многотонную массу составов, движущихся по ним, и не менее тяжелый груз, который поезда зачастую перевозят.
Защищают от осадков
На положение рельс, помимо прочего, может повлиять изменение погодных условий и осадки. Именно балласт защищает пути от агрессивного воздействия извне. Вообще, термин «балласт» взят из судостроения. Так называют камни, которые насыпаются в море для того, чтобы судно стояло на месте, не двигалось.
Помимо прочего, толстый слой тяжелых камней препятствует росту любой растительности.
Основа железной дороги — в надежном фундаменте
Две сотни лет назад инженеры осознали, что для того, чтобы железная дорога была по-настоящему надежной, нужно возводить очень прочный фундамент. Им и послужил балласт, который насыпают толстым слоем. После на него укладывают с помощью специальной технологии деревянные балки, которые снова покрывают толщей камней. Только таким образом рельсы прочно фиксируются, а затем крепятся к шпалам. Такое устройство железной дороги препятствует заполнению рельс и выступает в качестве преграды для воды.
Как делают балласт
Может показаться, что камни уложены ненадежно и среди них много пустот и то, что вся конструкция может обвалиться, утащив с собой состав с пассажирами или грузом. Конечно, это не так. На самом деле валуны очень плотно утрамбованы. Более того, они намерено разбиты различным образом, чтобы работать подобно механизму взаимоблокировки.\
Балласт укладывается с помощью специальной машины, причем утрамбовка осуществляется в течение определенного периода времени. Никто не пустит состав по новой железной дороге, пока она не будет тщательно протестирована. И только когда специалисты уверены в качестве и безопасности новых путей, осуществляется новый маршрут.