Легенда гласит, что вампиры - это трупы, которые покидают свои могилы ночью, чтобы пить кровь спящих людей. Другой термин для вампиров - нежить; хотя технически они мертвы, у них есть способность к оживанию.
Интерес к кровососущему бессмертному существу начался с популярного романа Энн Райс “Интервью с вампиром”, опубликованного в 1976 году, за которым последовали еще несколько книг ее авторства о мире вурдалаков. Киноиндустрия извлекла выгоду из этой популярности, экранизировав “Баффи - истребительница вампиров” , “Пропащие ребята”, “Дракула” Фрэнсиса Копполы, сагу “Другой мир” и “Интервью с вампиром” с Томом Крузом и Брэдом Питтом.
Этот жанр также популяризировался благодаря телевизионным сериалам HBO “Настоящая кровь” и “Дневники вампира” на канале The CW. Также огромный успех имела сага Стефани Майер “Сумерки”.
Готические романы, телевизионные шоу и романтические фильмы превратили традиционно отталкивающее существо в таинственного и соблазнительно-сильного (хотя и темного) героя наших дней.
Во 2-й серии V сезона "Настоящей крови" HBO показывается секретный анклав Власть (The Authority) - могущественную группу вампиров. Нетопыри утверждают, что их священный текст - «Книга Лилит» - появился раньше иудейской Библии. Сезон также знакомит зрителей с некоторыми религиозными взглядами Власти, в частности, с тем, что все вампиры происходят от Лилит - первой жены Адама.
Хранитель, основавший Власть, капает каплю своей крови на языки членов собрания и читает молитву, которая переводится как:
"Кровь Лилит. Первой, Последней, Вечной. Мы рождены Лилит. Той, что сотворена по образу Божьему. Первой, Последней, Вечной. Мы клянемся в верности Крови и Прародительнице. Первой, Последней, Вечной. Господь и Лилит, Отец и Матерь, защитите нас и мы будем защищать вас с этого дня и до часа настоящей смерти. И во имя Господа, и во имя Лилит мы говорим: вампир".
Эта сцена, конечно, побудила многих зрителей спросить:
кто такая Лилит? И была ли она вампиром?
Одна теория о вампирах в Библии
Неправдоподобная, но довольно оригинальная теория утверждает, что вампиров можно найти в двух стихах книги Бытия. Среди академических библеистов эта теория никогда не увидит света, но попробуем разобраться.
Библейская Книга Бытия содержит два противоречивых рассказа о сотворении человека (Бытие 1:27 и 2:7, 20-22). Эти две истории допускают существование двух разных женщин.
Первое повествование известно как Священнический (Жреческий) источник (Priestly source или просто P ) и появляется в Книге Бытия 1:26-27. Здесь Бог создает мужчину и женщину: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их”.
Второй рассказ о сотворении мира известен как Яхвист (Jahwist или источник J) и содержится во 2-й главе Бытия. Это та версия творения, с которой знакомо большинство людей. Бог создает Адама, а затем помещает его в Эдемский сад. Вскоре после этого Бог решает сделать спутника Адаму и создает животных земли и неба, чтобы посмотреть, являются ли они подходящими партнерами для человека. Бог приводит каждое животное к Адаму, который дает им имена, прежде чем окончательно убедиться, что они не являются подходящим помощником. Затем Бог погружает Адама в глубокий сон, и пока тот спит, Бог из ребра праотца создает Еву. Когда Адам просыпается, он принимает Еву как своего спутника жизни.
Эти текстуальные противоречия представляли проблему для древних раввинов, которые считали, что Тора написана по слову Божьему и поэтому не может противоречить самой себе. По этой причине они истолковали 1 главу Бытия так, чтобы она не противоречила 2 главе, придумав в процессе такие идеи, как андрогин и «Первая Ева».
Первая версия творения относится к первой жене Адама, “первой Еве”. Но Адам был недоволен ею, поэтому Бог заменил ее "второй Евой", которая отвечала потребностям Адама.
Жреческий источник описывает сотворение существа андрогина, которое было и мужским, и женским одновременно (см. Genesis Rabbah 8:1, Leviticus Rabbah 14:1). Затем в Яхвистской версии это существо было разделено на мужчину и женщину.
Хотя традиция о двух женах - двух Евах появляется очень рано, эта интерпретация временной шкалы творения не была связана с характером Лилит вплоть до средневекового периода.
Лилит не фигурирует в Библии (за исключением спорной ссылки (Исаия 34:14)).
Вероятнее всего Лилит была вдохновлена шумерскими мифами о женщинах-вампирах, именуемых “Lillu”, или месопотамскими мифами о суккубах (ночных демонах в облике женщин), которые называются “lilin".
Лилит упоминается четыре раза в Вавилонском Талмуде.
BT Niddah 24b говорит о ней в связи с неправильным ходом беременности и нечистотой, говоря: "Если выкидыш имел подобие Лилит, то его мать нечиста по причине рождения, потому что это ребенок, но у него есть крылья”. Здесь мы узнаем, что раввины верили, что у Лилит есть крылья и что она может повлиять на исход беременности.
BT Shabbat 151b также упоминает Лилит, предупреждая, что мужчина не должен спать один в доме, чтобы Лилит не совратила его во сне. Согласно этому и другим текстам, Лилит - женщина-суккуб, мало чем отличающаяся от шумерских демонов lillu. Раввины полагали, что она ответственна за ночные поллюции, когда мужчина спит, и что Лилит использует собранное семя для рождения демонических младенцев.
Лилит также появляется в Baba Batra 73a-b, где описывается видение ее сына, и в Erubin 100b, где раввины обсуждают длинные волосы Лилит.
Проблески возможной связи Лилит с ”первой Евой " можно увидеть в сборнике мидрашей о книге Бытия Genesis Rabbah 18:4. Здесь раввины описывают "первую Еву” как "Золотой колокол", который беспокоит их по ночам: “"Золотой колокол" ... это она беспокоила меня всю ночь… Почему все другие сны не истощают мужчин, но этот [сон о близости] истощает мужчину. Потому что с самого начала своего творения она была всего лишь во сне.”
В Алфавите Бен-Сиры (около 800-900 гг.) характер Лилит ассоциируется с первой версией творения. В этом средневековом тексте Бен-Сира называет Лилит первой женой Адама и представляет полный рассказ о ней.
Согласно алфавиту Бен-Сиры, Лилит была первой женой Адама, но супруги постоянно ссорились. Они не сходились во взглядах на соитие, потому что Адам всегда хотел быть сверху, в то время как Лилит также хотела занять доминирующую позицию. Когда они не смогли договориться, Лилит решила оставить Адама. Она произнесла имя Бога и взлетела в воздух, оставив Адама одного в Эдемском саду. Бог послал за ней трех ангелов и велел им силой вернуть ее к мужу, если она не пойдет добровольно. Но когда ангелы нашли ее у Красного моря, они не смогли убедить ее вернуться и не были способны заставить ее повиноваться им. В конце концов, была заключена странная сделка, в которой Лилит обещала не причинять вреда новорожденным детям, если они будут защищены амулетом с именами трех ангелов, написанных на нем:
"Три ангела догнали ее в Красном море ... они схватили ее и сказали ей: "Если ты согласишься пойти с нами, иди, а если нет, мы утопим тебя в море. Она ответила: "Дорогие мои, я сама знаю, что Бог создал меня только для того, чтобы поражать младенцев смертельной болезнью, когда им исполнится восемь дней; я буду иметь разрешение причинять им вред от их рождения до восьмого дня и больше; когда это будет ребенок мужского пола; но если это будет младенец женского пола, я буду иметь право [поражать смертью - прим. Г.Р. ] в течение двенадцати дней." Ангелы не оставляли ее в покое, пока она не поклялась именем Бога, что где бы она ни увидела их или их имена на амулете, она не будет забирать младенца [носящего амулет]. Затем они немедленно покинули ее. Это [история] Лилит, которая поражает младенцев болезнями.”
Алфавит Бен-Сиры, по-видимому, объединяет легенды о женщинах-демонах с идеей "первой Евы". В результате получается история о Лилит - самоуверенной жене, которая восстала против Бога и мужа, была заменена другой женщиной и демонизирована в еврейском фольклоре как опасный убийца младенцев.
После изгнания Адама и Евы из Эдема праотец на некоторое время воссоединился с Лилит, прежде чем окончательно вернуться к Еве. Лилит родила Адаму множество детей, которые стали демонами Библии.
Согласно каббалистической легенде, после примирения Адама с Евой, Лилит приняла титул царицы демонов и стала убийцей младенцев и маленьких мальчиков, которых она превратила в вампиров.
Хотя сама Лилит в еврейских текстах не описывается как вампир, тот факт, что ее имя и гнусные характеристики происходят из шумерской мифологии о вампирах, делает ее идеальным кандидатом для матери вампиров.
В "Настоящей крови" один из представителей Власти (Дитер Браун) утверждает, что Лилит была не только прародительницей вампиров, но и что люди впоследствии были созданы для того, чтобы служить источником пищи для вампиров.
Вывод
Стоит признать, на самом деле вы не найдете вампиров в Библии. Оборотни, зомби, вампиры и другие подобные вымышленные твари - это существа, имеющие происхождение из древней шумерской и месопотамской мифологии, а также средневековой иудейской традиции толкования.
Пишите в комментариях что вам понравилось или не понравилось в материале, а также ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить ничего интересного!