Найти тему

Крийя Йога (Часть 1). Рассказывает Свами Криянанда

Крийя йога - это гораздо большее чем просто определённая техника. Это целый образ жизни. Это подход формирования намерений в жизни, включающий все различные религиозные пути, и приводящие их к комплексному подходу.

Основа всех учений йоги – «Йога сутры Патанджали». В них он дал восмиступенчатый путь, как фундаментальный путь, который должны пройти все духовные искатели не зависимо от их религии.

Первые ступени, Яма и Нияма. То, что следует и не следует делать: десять заповедей йоги, которые сравнимы, хотя и не полностью совпадают с десятью заповедями Моисея. Через эти заповеди преданный учиться освобождаться от привязанностей к миру, оттягивать энергию от привязанностей, от желаний. Не позволять энергии идти вовне. Но сохранять её внутри себя.

Это то, что мы, также должны делать, когда медитируем. Мы должны ментально отбросить все мирские заботы, планы. Как говорил Мастер: от всего важно-неважного отстраниться. Не надо развивать планы в медитации. Ведь, когда вы идёте ко сну, вы не начинаете думать: «О, у меня есть вот эта проблема, я должен её решить». На ночь вы отходите ко сну, и всё забываете, а утром вновь вспоминаете о своих делах. То же самое касается вашей медитации. Когда вы садитесь медитировать, чувствуйте, что это ваше время с Богом, мирское просто не существует. Всё мирское дождётся вашего окончания медитации. Вам не надо беспокоиться о том, что вы что-то оставляете.

Таково обуздание всех вещей энергии, чтобы сохранить ее внутри, сохранить ум внутри. И то что мы затем должны сделать – это полностью отдать себя, своё чистое сердце Богу. Это то о чём я рассказываю в своих уроках по йоге.

Далее мы подходим к ступени: асана. Асана означает только поза. Это означает сидеть неподвижно, абсолютно неподвижно, с прямой спиной и расслабленным телом. Это всё значение. И вокруг него мир развил целую науку под названием хатха-йога, для того, чтобы помочь вам достигнуть асаны. По этой причине хатха-йога является ветвью раджа-йоги. Затем, когда ваше тело полностью неподвижно, вы становитесь способны осознавать энергии в теле. И эту энергию постепенно нужно оттянуть от тела, от чувств, и направить вверх к мозгу. И тогда, когда ваша энергия течёт вовнутрь, вы можете стянуть внутрь и свой ум.

Пранояма — это контроль над энергией.

Потом идёт ступень пратьяхары, состояние оттянутой вовнутрь энергии тела и мыслей, и их фокусировка. И только когда вы действительно сможете сделать это, тогда у вас получится сфокусировать ум на одном. Такова ступень Дхараны. И тогда вы сможете начать медитацию правильно. Всё остальное, в действительности, это практики, ведущие к медитации.

Настоящая медитация начинается, когда ум абсолютно спокоен, когда энергия полностью оттянута, когда она полностью сфокусирована. И тогда у вас будет опыт соприкосновения с Божественным.Возможно, вы услышите Ом. Есть свет, а есть звук. И медитируя на этот звук, давайте называть его Ом, вы погружаетесь в этот блаженный звук, пронизывающий всю вселенную. Тогда, постепенно, вы начинаете терять состояние отделенности от Божественного, вы начинаете видеть этот свет в своём теле. Как Иисус сказал: «Когда ваше око будет едино, всё ваше тело будет светло». Когда вы видите единое око, погружаетесь в это око, тогда всё ваше тело наполняется светом. И тогда, когда вы начинаете ощущать этот свет, этот звук в вашем теле, тогда вы начинаете ощущать свет и звук вовне тела. Начинаете осознавать, что, в действительности, нет никаких отличий, вы и есть эта бесконечность. Тогда вы входите в самадхи.

В самадхи есть две основных стадии, в которых вы сперва топите свое тело в бесконечности, а потом открываете, что и ваше тело и всё вокруг, являются частью единого безграничного сознания.

И мы видим, что хотя всё это можно назвать путем, конечно это путь, но это и не путь, ведь, вы никуда не идете. Вы освобождаетесь от всего того чем не являетесь. Мы ходим в школу чтобы обучиться, а занимаемся йогой, чтобы освободиться от знаний.

Мы занимаемся йогой, чтобы отбросить мысли: я мужчина, я женщина, я интеллектуал, я художник, я бизнесмен, я то, или я это, у меня есть привычка к гневу, у меня есть привычка быть добрым. Все эти различные качества, постепенно мы освобождаемся от них, и осознаем, что вообще не являемся всеми ими. Мы есть этот бесконечный звук, который сперва мы слышим в теле, и постепенно расширяемся, и осознаем бесконечное пространство.

И как же достичь этого состояния? Мы видим это чудесное единство уже в самом начале, в самой первой «Сутре Патанджали». Она кажется странной, но эти афоризмы очень глубоки. И в самом первом афоризме сказано: «Сейчас мы подошли к практике йоги. К стадии йоги». Она не так уж похожа на афоризм пока вы не поймёте, что в ней означает слово сейчас. Оно подчеркивает, что была какая-то стадия до этого всего. Вы подходите к йоге после того, как поняли определённые основы.

И мы видим объединение трёх фундаментальных философий: санкхьи, йоги, веданты.

Санкхья является основой учения, которое объясняет, почему вам нужно выбираться из ограничений майи, эго и тела. Когда вы понимаете это, тогда ваши намерения становятся правильными, развиваются нужные качества. И это то, почему чудесно, что Мастер приехал на Запад. Ведь в Индии, всё это уже понимается. Они уже понимают, что этот мир является сном, они понимают, что есть определенные необходимые качества: преданность, самопожертвование и так далее. И в этом смысле индусы гораздо более подготовлены к йоге, чем американцы. Но у американцев, есть кое что ещё, что так же является очень важным, они очень практичные люди, у них нет желания философствовать о чём-то, они хотят получить опыт этого. И это то, почему, как сказал Мастер, Бабаджи послал эти техники на Запад. Потому, что Запад хочет техники. У них есть техники в науки, есть техники в политике, в бизнесе, повсюду. И они, так же, хотят узнать, как обрети внутренний покой. И таким образом, Бог послал через Бабаджи, через Мастера, через Лахири Махасая, и через Шри Юктешвара, через всю эту линию Гуру, эту великую науку на Запад. Для того, чтобы удовлетворить эту огромную потребность.

Ещё одной удивительной особенностью американского сознания является, касательно того, что что-то получится, в конце концов. В конце концов? А почему не сейчас? Этот вариант, что мы достигнем освобождения после миллиона жизней, почему не достигнуть всего прямо сейчас? Такое качество помогает людям совершать на духовном пути гораздо больший прогресс. Это то, почему, Свами Рама Тирта, когда он давал лекции в Америке, сказал: «Однажды, вы американцы, возьмёте эту науку йоги, и адаптируете её к человеческому сознанию, сделаете её реальной, сделаете её практичной, и вернёте обратно людям моей страны».

И мы, в действительности видим, что очень важно передавать с уважением знания другим. Санкхья, например, вы видите, что в Америке, множество людей думает хорошо. Крийя йога, если это техника, почему её не напишут в книге? И я прочитаю в библиотеке, и в конце концов даже куплю копию описания.

В Индии люди очень хорошо понимают, что если вы не получите эту технику через инициацию, если не будете относиться к ней, как к чему-то святому, не примете её вовнутрь, а просто как технику получите, то она не будет для вас тем, что действительно вам поможет. Что-то вы получите, но всё это будет очень незначительным в сравнении с тем, что обещалось.

Это можно проиллюстрировать, так, как я ранее делал: Позвоночник как магнит. И когда у вас есть стальной стержень, он не обладает магнетизмом. Все молекулы в нём устремлены в различных направлениях, все они случайно направлены, и поэтому их магнетизм перебивает друг друга. В итоге весь стальной стержень не обладает магнетизмом. Но если вы развернёте все молекулы в направление север, юг, чтобы все они текли в одном направлении, тогда получится магнит.

Есть два способа создать магнит. Первый: поместить кусок стали рядом с другим магнитом, и это пример силы Гуру, пример влияния Гуру. На этот счёт я использую ещё одну иллюстрацию, как, когда-то, будучи мальчиком, в колледже, я начал ходить на уроки пения. Моей учительницей была женщина, но, когда я учился у неё… Она мне сказала учиться имитируя её голос, не её тембр, а её интонации. Она пела определенный тон, и я старался повторить его. Она говорила: «Нет. Не так». И мы пробовали снова. Через 6 месяцев она, в итоге, остановила меня в середине песни и сказала: «Эта нота. Это то как ты должен здесь петь». Одна нота после 6 месяцев. И она была такой чувствительной, и такой осторожной в отношении моего обучения играть своим голосом. Но то, что она дала мне - это мой голос - не её голос.

Так у многих людей есть представление, это заблуждение, что следуя за Гуру, они станут просто копией Гуру, что потеряют свою личность, потеряют себя.

Касательно Гуру удивительным примером является Шри Юктешвар и Мастер. Ведь Шри Юктешвар любил острое углубление в учение. Он учил, как это сам Мастер называл: преподавал холодную, духовную математику. А Мастер был бхактом. Мастер был преданным. У него не было такого терпения. Он делал всё как ученик. И, конечно, он был Великим йогом, он понимал учение очень хорошо, но его природа, природа с которой он был рожден была диаметральна противоположна природе Шри Юктешвара. И всё же, сонастраивая себя со Шри Юктешваром, это не означало, что он становился гьяно йогом. Он становился ещё более глубоким в своём подходе преданности. Ведь то, что давал ему Шри Юктешвар, это этот духовный магнетизм, который возроптал в нём самом.

Ещё одно отличие можно показать на примере Лахири Махасая и Шри Юктешвара. Ведь Лахири Махасая очень любовно ко всем относился, очень по-доброму, очень поддерживал людей, никто не сбегал от него, что часто происходило в отношении Шри Юктешвара. От Шри Юктешвара все сбежали, почти все. Мастер остался. Но его дисциплина была очень суровой. Я однажды спросил Мастера: «Может это из-за того, что он больше не собирался возвращаться на Землю? Поэтому он не хотел больше набирать учеников?» И Йогананда ответил: «Да. Это так». Ему в этот раз не надо было ни с кем церемониться.

Но, например, прямо перед тремя сотнями человек, Мастер подвернул ногу о край ковра, и Шри Юктешвар саркастично сказал: «Посмотрите на этого неуклюжего йога». Зачем он сделал это? Потому, что он хотел, подготовить Йогананду к его миссии на Западе, когда ему придётся быть в центре внимания, столкнуться со столь совершенно отличным сознанием американцев, чтобы это не было для него шоком. Мастер сказал: «Тогда все смеялись, а я про себя думал: ни у кого из них нет того, чем я обладаю». Он оставался спокойным. Всё это было неважным.

Суть в том, что их природа, проявляющаяся через человеческие качества, была невероятно отлична. И всё же, каждый дал другому, то что должно было взрасти в них самих.

Вы не становитесь кем-либо другим. Вы никогда не будете кем-либо, кроме себя самого. То, что учение йоги помогает вам осуществить, то, что Мастер помогает вам осуществить - это открыть самих себя, не свою личность, но глубокую, глубочайшую индивидуальность, которой наделён каждый атом вселенной. У каждого из нас она есть. Но это никак не относится к личности.

Итак, когда магнит Гуру сонастраивается с магнитом внутри вас, вы так же развиваете этот магнетизм. И ещё способ развития вашего магнетизма, это восходящий поток энергии в вас самих. Этого можно достичь, через преданность. Вы можете достичь этого через действия, можете достичь через различения, но гораздо быстрее, через Крийя йогу, выполняемую в позвоночнике. Она поднимает эту энергию вверх, позволяя вам постепенно намагнетизироваться, пока весь ваш поток энергии не станет восходящим. И то, почему Мастер сказал, что духовный путь, это 25 процентов ваших усилий, 25 процентов милость Гуру, и 50 процентов милость Бога.

Ведь, когда вы, в конце концов, достигаете этой стадии, тогда божественный свет наполняет вас. И именно это полностью вас трансформирует.

Видео на ютюб канале: https://www.youtube.com/watch?v=G4vwbGWeyRU&feature=emb_title

Оригинал видео на сайте: https://www.youtube.com/user/AnandaWorldwide

Больше информации на русскоязычном сайте: http://reality-yoga.ru/

Узнать о том, как поддержать данный проект можно здесь: https://reality-yoga.ru/podderzhite-proekt/

Свами Криянада - прямой ученик великого Мастера Парамахансы Йогананды
Свами Криянада - прямой ученик великого Мастера Парамахансы Йогананды