Сейчас очень много развивающих центров для детей. По моим наблюдением, в основном они ориентированы на дошкольников. Для детей школьного возраста, в том числе младшего, чаще нанимают репетиторов и решают более конкретные задачи. Развивают навыки чтения, счёта, письма - "натаскивают".
Наша Виктория учится во втором классе. Летом мы посещали общеразвивающие занятия: логика, вербальный интеллект, техника чтения. Рассказываю, что именно делали и что из этого вышло.
Информацию об этом курсе наша учительница скинула в группу класса в июне. Программа международная, разрабатывали педагоги и методисты разных стран. Заявляется как программа по развитию техники чтения, а затем - на следующем этапе - скорости мышления. С техникой чтения у Виктории всё в порядке. Но так как обещали также развивать внимание, память, интеллект, решили походить. Предполагалось, что занятия будут проходить 2 раза в неделю - всего в курсе 16 сеансов. Но у нас за лето дважды объявляли строгий карантин. Поэтому приходилось прерываться, а в конце августа - начале сентября занимались по 5 раз в неделю.
Создавались группы не более 5 человек. В группе Виктории сначала было четверо - она и 3 мальчика. Так как оказался разный уровень подготовленности детей, группу разделили на пары. С каждой парой учительница занималась отдельно. С 17 августа школьные учителя по распоряжению Министерства образования стали проводить занятия с учениками в онлайн-режиме. Эти занятия совпали с графиком наших развивашек. Для Виктории график откорректировали, почти все занятия в августе проходили в индивидуальном режиме. Виктории занятия очень понравились. Возможно, всё дело в учительнице, которая их проводила.
Также предложили список литературы для домашнего чтения. Я Викторию летом не слишком напрягала чтением. В основном читала ей сама. Используя школьный список рекомендованной литературы и список, предложенный на этих занятиях, за лето прочитали 14 книг. Техника чтения Виктории за лето повысилась примерно на 15 слов в минуту. Но когда в школе измеряли в середине сентября, прочитала за минуту всего 62 слова. Это, конечно, очень субъективный показатель. Тексты разные - с простыми или более сложными словами, более или менее понятные. Самочувствие, настроение разное. И так далее.
Но когда Виктория начала учиться во втором классе, я заметила, что она стала увереннее в себе, внимательнее. Школьная учительница говорит, что активнее работает на уроках. Среди других факторов, думаю, сыграли определённую роль и 16 занятий по развивающей вербальный интеллект программе.
Я сделала выводы: не обязательно "муштровать" ребёнка многочисленными упражнениями и арифметическими примерами. Часто монотонные задания по типу школьных только отбивают желание учиться. А целенаправленная, но ненавязчивая работа над развитием общего, например, вербального интеллекта, приносит ощутимые результаты.