Безыммунные удильщики, гаремные лягушки, нагретые ткачи, непатриотичные зонотрихии, глубоководные вши и другие существа, о которых судачили зоологи и журналисты прошедшим летом.
Глубоководные удильщики – кто частично, а кто полностью – утратили приобретенный иммунитет путем отключения связанных с ним генов, дабы карликовые мужские особи не были отвергнуты женской иммунной системой, когда прирастают к подруге, становясь своего рода любовными паразитами. Как при этом рыбы защищают себя от патогенов, неясно.
Подробности: https://www.nkj.ru/news/39208/
Нагретые учеными красноклювые ткачи (Quelea quelea) смогли без вреда для себя пережить временное повышение температуры тела до 48, а то и 49 °C – это рекордное значение, которое на два-три градуса выше летального для большинства птиц и зверей. Возможно, их температурная сверхтолерантность связана с жизнью в огромных стаях, которые посещают водопой лишь тогда, когда большая доля птиц испытывает жажду, из-за чего многим особям приходится подолгу сокращать расходы воды на охлаждение организма.
Подробности: https://nplus1.ru/news/2020/08/06/quelea-quelea
Лягушки-скальницы Thoropa taophora – первые бесхвостые амфибии, у которых доказали наличие гаремной полигинии: самец живет и барахтается с двумя-тремя самками, храня им верность. В гареме есть доминантная жена, которая приходится матерью 56–97% потомков мужа. Если она поедает икру, он с ней барахтается еще пуще. Если икру поедает подчиненная жена, он просто обнимает ее и говорит: преквати.
Подробности: https://22century.ru/biology-and-biotechnology/90423
Тюленьи вши Lepidophthirus macrorhini, донимающие южных морских слонов (Mirounga leonina), могут переносить гидростатическое давление в 200 атмосфер, а значит, вполне способны пережить погружения хозяев на рекордные для ластоногих глубины до двух километров. Одна из вошек выжила даже при давлении, характерном для глубины 4,5 км – на такую даже киты-клюворылы не ныряют.
Подробности: https://nplus1.ru/news/2020/08/01/seal-lice
Обитающие в Австралии летучие лисицы путешествуют больше, чем любые наземные млекопитающие, и почти столько же, сколько некоторые киты и перелетные птицы. Особенно много летают австралийские летучие лисицы (Pteropus scapulatus) – 5000 км в год в среднем, а рекорд – 6073 км. Определенных сезонных маршрутов при этом у них не выявлено – видимо, они хаотически перемещаются в поисках цветущих деревьев, на время оседая в разных точках своего ареала.
Подробности: https://polit.ru/news/2020/08/25/ps_bats/
Ранее считалось, что сообщества белух построены вокруг родственников по материнской линии, однако оказалось, что в них присутствуют как родственные, так и неродственные особи, подобно социальным сетям у людей.
Подробности: https://nplus1.ru/news/2020/07/13/beluga-whales
Ирландский пресноводный бокоплав Gammarus duebeni способен менее чем за четыре дня фрагментировать микропластик (менее 5 мм) на еще более мелкий нанопластик (менее 1 мкм), который может проникать в клетки и ткани ракообразного – и далее вверх по пищевой цепи.
Подробности: https://nat-geo.ru/ekologiya-i-klimat/kroshechnye-rakoobraznye-okazalis-sposobny-rassheplyat-mikroplastik/
Белошейные зонотрихии (Zonotrichia albicollis) в Канаде раньше все пели: Oh sweet Canada, Canada, Canada! Но всего за несколько десятилетий сменили песню на: Oh sweet Cana-, Cana-, Cana-! Новинка возникла на западе страны, оттуда распространилась на восток. Столь быстрые изменения песни не имеют аналогов среди птиц. Возможной причиной может быть интерес женских особей к новизне.
Подробности: https://nplus1.ru/news/2020/07/03/oppa-canada-style
Икринки карповых рыб, несмотря на мягкость оболочек, смогли пережить путешествие по утиному кишечнику: из восьми тысяч скормленных кряквам яиц через час с отходами жизнедеятельности вышла дюжина с жизнеспособными эмбрионами, и из трех из них вылупились мальки. Таким образом карповые могут расселяться на большие расстояния.
Подробности: https://nplus1.ru/news/2020/06/22/cyprinid-migrate
А это взрослый жук-водолюб Regimbartia attenuata, который проплыл через кишечник проглотившей его лягушки и выбрался наружу через ее попку. Весь путь занимает до 6 часов, хотя один жук управился и за 10 минут. Это первый известный пример активного спасения жертвы из кишечника хищника. Подробности: https://www.nkj.ru/news/39259/
О других животных, способных пережить пожирание, можно почитать в нашей статье: http://batrachospermum.ru/2018/02/life-after-gut/