В это воскресенье швейцарские избиратели решат, стоит ли отказываться от своего соглашения о свободном передвижении людей с Европейским союзом.
Данное предложение исходит от правой Швейцарской народной партии (SVP) и является преемником референдума, проведенного в 2014 году (также от неё), чтобы ввести квоты на иммигрантов из ЕС, после чего швейцарское правительство было обязано найти способ договориться об этом с ЕС. К счастью, тогда консенсус былдостигнут: швейцарские работодатели должны были уделять приоритетное внимание работникам, постоянно проживающим в Швейцарии, в тех секторах занятости, где безработица уже высока. Но Народная партия восприняла эту сделку как совершенно слабую, а от того и бесполезную, после чего вернулась к своей задумке о полном выходе из свободного движения.
Истории взаимодействия ЕС и Швейцарии всегда было проблематичным.
В 1992 году швейцарцы проголосовали против вступления в Европейскую экономическую зону (первый шаг к членству в ЕС), но всё же в период с 1992 по 2002 Швейцария ведёт переговоры, а затем подписывает первые двусторонние соглашения с ЕС (поддержаны населением на голосовании 2000 года), а в 2005 успешно проводит голосование за присоединение к Шенгенскому договору об открытых границах Европы и расширение свободы передвижения до 10 новых государств ЕС (позже расширено за счёт новых членов ЕС Румынии и Болгарии).
Но в 2014 Швейцария узко вернула квоты на рабочих из ЕС, что является фактическим прекращением свободного передвижения. Сейчас же данный процесс должен быть окончательным на продолжительный срок, а так же, как замечают сторонники, этот шаг позволит Швейцарии контролировать свои границы и отбирать только тех иммигрантов, которых она хочет видеть.
К примеру, представитель Швейцарской Народной партии Томас Эски считает, что отказ от свободного передвижения принесёт всевозможные преимущества, от «возможности отбирать самых квалифицированных иммигрантов…», а так же «…меньшей спекуляции землей, более низких цен на жилье и более низкой арендной платы».
Политик не боится потери торговых сделок и использует в своих речах довольно необдуманные фразы, утверждая, что единственный возможный эффект – «швейцарцы будут есть меньше французского сыра, а французы будут есть меньше швейцарского сыра». Но у данного события, конечно же, есть оппоненты.
Стефан Мансер-Эгли из группы Operation Libero, которая ведёт кампанию за сохранение свободы передвижения, опасается экономических последствий. С ним согласна и Карин Келлер-Зуттер, являющийся министром юстиции и полиции Швейцарии, заявившая, что это создаст ситуацию «хуже, чем Brexit», ведь ввергнет здоровую экономику в рецессию и лишит сотни тысяч швейцарских граждан свободы жить и работать по всей Европе.
Как сообщает корреспондент британской газеты BBC Imogen Foulkes: «…швейцарские политики слишком хорошо помнят 10 долгих лет, которые они провели, кропотливо обсуждая свои двусторонние договоры (сейчас их насчитывается более 200) с ЕС, и они наблюдали за четырехлетней попыткой Великобритании заключить соглашение о выходе с тошнотворным чувством дежавю».
Но, стоит отметить, что Brexit не повлиял напрямую на данное событие, ведь швейцарский референдум был готов ещё до того, как Великобритания проголосовала за выход из ЕС. Но, как отмечает тот же корреспондент BBC, «…если Швейцария, не являющаяся членом ЕС, сейчас даст громкое „да“ свободному передвижению людей, это вполне может укрепить руку Брюсселя с Лондоном и стать сигналом для Великобритании о том, какие компромиссы могут потребоваться для согласования соглашения о свободной торговле с ЕС».
При этом, если правительство в вопросе голосования довольно категорично, то у многих швейцарцев есть опасения, что их маленькая страна становится слишком… многолюдной, что может ударить по экономике, дав стане более дешёвую силы через мигрантов, и даже культуре, размывая и без того пошатнувшуюся за последнее время европейскую культуру.
Обусловлено то тем, что население страны возросло на два миллиона (с 6,6 миллиона в 1990 году до 8,6 миллиона в 2020), причём 25% от этого количества не являются швейцарцами, а приезжие из ЕС.
Из-за чего среди населения как раз и популяризируются подобные страхи, толкающие их на попытку спасти свою маленькую Родину. Особенно, со стороны Народной партии.
Интересным на подобном фоне является тот факт, что последние опросы общественного мнения показывают, что избиратели отвергнут это предложение более чем на 60%, что раскрывает усталость от антиэмиграционной политики SVP, ведь чистая миграция в Швейцарию в настоящее время фактически падает. Так же, возможно, на подобную реакцию повлиял и шок от пандемии: закрытие границ с соседними Францией, Германией, Италией и Австрией с марта по июнь могло показать гражданам обеих сторон, что они действительно пользуются свободой работать, жить и играть вместе.
Резюмирую выше сказанное, хочется отметить, что экономика Швейцарии – одна из самых конкурентоспособных в мире, что обусловлено, в значительной степени, хорошими торговыми отношениями с ЕС, поэтому вмешательство в эти отношения чрезвычайно рискованно.
Читайте больше материалов на нашем сайте