Предлагаю вашему вниманию три недавних фильма российского производства, которые получили позитивный отклик зрителей за рубежом. Я ни в коем случае не призываю смотреть их из-за того, что их посмотрели иностранные зрители, просто говорю об этом, как об определенном прецеденте.
Дылда.
Фильм Кантемира Балагова не могли не ждать после успеха его «Тесноты» 2017 года, получившей приз «Особый взгляд» в Каннах. Конечно, «Дылде» был «оформлен» пропуск в мир фестивалей, но и ответственность на режиссера ложилась приличная.
Кантемир Балагов – юный талант и ученик Александра Сокурова, от которого он взял специфичную манеру, примерив её в своих собственных социальных темах. Фильм «Теснота» снимался при поддержке некоммерческого фонда Сокурова, в основу сюжета легла реальная история, а режиссер добивался физического ощущения тесноты у зрителя, и у него получилось. В Каннах фильм назвали «возрождением киноиндустрии в России» (слышали не раз), режиссера поддержал Колин Фаррелл, а сам Балагов в интервью сказал, что молодому режиссеру важно попасть в Канны, и выразил надежду, что «российское кино сместит акцент с центральных регионов на Северный Кавказ» (странная идея, конечно).
Хотя, от Балагова все ждали новой «Тесноты», фильма остро социального и межэтнического дискурса, новая картина «Дылда» оказалась не о том. Режиссер выбрал тему Второй Мировой, при чем фильм погружает нас уже в послевоенную атмосферу – первая мирная осень в послеблокадном Ленинграде – однако, всё говорит о том, что война так просто не заканчивается, она не уходит во так, на раз.
Главная героиня Ия, комиссованная после контузии из зенитной батареи, взяв с собой сына своей подруги, возвращается в Ленинград. Скоро возвращается подруга, но мирная жизнь так и не наступает.
Фильм ругают за излишнюю манерность и самонадеянность, за выбор цветовой гаммы (за это кто-то и хвалит), за то, что нет лучика надежды в этой истории. Однако, «Дылда» позволяет говорить о некоем авторском почерке Балагова.
Фильм не прошёл в номинантов на «Оскар», однако, получил ФИПРЕССИ и приз за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд» в Каннах, а также гран-при международного кинофестиваля «Зеркало». Конечно, это тот случай, когда фильм смотрят благодаря шумихе в прессе и на кинофестивалях, но в январе фильм шёл в кинотеатрах в Штатах, и «Дылда» входит во многие зарубежные списки фильмов года, пусть и не на первых местах.
В своих отзывах на imdb зрители называют "Дылду" красивым, отлично и грамотно снятым фильмом, исследующим непростые отношения между выжившими в войне людьми, а также отмечают, что фильмы именно такими и должны быть.
Папа, сдохни.
За абсолютно отвязным и неудобным названием прячется, в общем-то, такой же фильм. Режиссер Кирилл Соколов создал динамичный, кровавый и полный черного юмора слэшер, который называют фильмом Гая Ричи, снятым в России.
Сюжет без промедлений сталкивает нас с главным героем Матвеем, который выходит из лифта в худи с логотипом Бэтмена и с молотком в руке, и звонит в одну из дверей. Фильм также без промедлений знакомит нас и с антагонистом, по чью душу собственно, за спиной спрятан молоток – открывший дверь полицейский Андрей Геннадьевич так смотрит на соседскую собаку, что та сразу затыкается и вообще стремиться покинуть пространство.
Ну а дальше, собственно, начинается слэшер, не то чтобы бессмысленный и беспощадный – в ходе сюжета нас плавно вводят в курс дела про что?почему? и как? – но очень динамичный и бескомпромиссный. Тут никто не стоит за ценой и никто не знает полумер, и так продолжается на протяжении всего фильма. Зрителю не дают отдохнуть и перевести дух – всё очень насыщенно и очень чернушно.
Игра актеров не вызывает никаких нареканий – Виталий Хаев на сто процентов отыграл роль того самого Андрея Геннадьевича, а Александр Кузнецов отлично создал образ неубиваемого супергероя, невиданный прежде в российском кино.
Фильм Соколова выиграл приз фестиваля «Окно в Европу», и получил как минимум позитивные, а где-то и восторженные отзывы критиков зарубежных изданий. Фильм назвали отличным примером баланса между юмором, насилием и трагизмом.
Конечно, в фильме фигурируют и вопросы мести и предательства, и клеветы и манипуляций, и денег и большой любви, которая ведёт к большим бедам. Но смотреть на потасовки в лучших традициях Тарантино или Гая Ричи в декорациях типовой небольшой российской квартиры с до боли знакомыми обоями/коврами/люстрами – как минимум, очень любопытно. Наверное, именно поэтому фильм в рейтингах заграничных сайтов забрался достаточно высоко.
На imdb фильм называют мрачным, но местами весёлым бладфестом в стиле "Тарантиновский блинный вестерн" с ладным сюжетом и хорошей актерской игрой.
Спутник.
Этот российский сай-фай триллер на протяжении весенней самоизоляции привлекал внимание достаточно визуально годной обложкой, на которой Оксана Акиньшина держит окровавленный шлем космонавта. Хотелось сказать «обложки делать научились», но смотреть не хотелось. Но всё же просмотр состоялся.
Сюжет фильма пытается создать авторский взгляд на природу инопланетного разума и заодно подсветить природу разума человеческого. Всё это в декорациях и механиках советских строгих кабинетов и таких же дяденек, держащих всё в большом секрете. В 1983 году советский космический корабль «Орбита-4» возвращается на родину – с триумфом, но, как оказывается, без одного космонавта. Зато второй, Вешняков, которого сыграл Пётр Фёдоров, скажем так, переукомплектован. Некая сущность внеземного происхождения прицепилась к космонавту, и теперь ночи его проходят несколько нетипично для советского гражданина. Руководитель секретного центра и полковник КГБ Семирадов в исполнении Бондарчука не то чтобы очень сочувствует или хочет освободить парня, у него свои планы на инопланетную тварь, и на подмогу он вызывает нейрофизиолога Татьяну (Оксана Акиньшина), которая приезжает без особого энтузиазма, потому что так надо, клише требует.
Да, без клише в фильме не обошлось, без пренебрежения некоторыми деталями тоже, а ещё создатели перестарались с глянцевостью картинки и деталей, которая шла постеру, но не очень примерилась к самому фильму. Игра актеров, в целом, неплоха, однако, диалоги не удивляют изобретательностью, и персонажи выглядят плосковато. Однако, в целом, фильм снят достаточно крепко, он не разваливается, сюжет не проседает до неприличия, визуально и музыкально, фильм выглядит хоть и вторично, но достойно. Даже по представленным кадрам можно понять, что картинка хороша.
В фильме есть трилл, есть движение, есть выбор персонажей и есть определенная аллегоричность, что уже хорошо для такого фильма.
Фильм очень высоко оценили зарубежные критики и зрители. Похвалили «Спутник» за напряженную атмосферу и кровавость, за удачный симбиоз «Чужого», «Прибытия» и «Нечто», а также за самобытных персонажей и «российскую атмосферу душевной тяжести» - видимо, именно некий русский колорит, хотя его и не показали достоверно и вообще попытались заменить на стандартные голливудские ходы, дал зарубежным зрителям то, чего им не хватало.
Совсем недавно «Спутник» занял первое место в категории «хоррор» в сервисе iTunes.