Найти тему
Татьяна Альбрехт

Вандалы европейцы или Кто и как разрушил Парфенон

Парфенон
Парфенон

26 сентября 1687 года - черный день в истории культуры. В этот день был разрушен Парфенон - непревзойденный шедевр античной инженерной мысли и архитектуры.
Это разрушение было настоящим актом вандализма, как и вся история храма в христианскую эпоху.
Конечно, можно обстоятельства разрушения списать на то, что шла очередная турецко-венецианская война, боевые действия которой естественным образом велись на земле древней Элллады. Можно говорить, что так сложилась ситуация, и древний памятник волей злого Рока стал одной из главных жертв этой войны... Можно...

Афинский акрополь, реконструкция Лео фон Кленце 1846 года (над Акрополем возвышается статуя Афины Промахос)
Афинский акрополь, реконструкция Лео фон Кленце 1846 года (над Акрополем возвышается статуя Афины Промахос)

Но обстрелять Парфенон приказал командующий венецианской армией шведский генерал Отто-Вильгельм Кёнигсмарк. Разумеется, он мог и не знать, что турки устроили в храме пороховой склад.
Однако... Было установлено, что в Парфенон попало по меньшей мере 700 ядер!
Выпустить семь сотен ядер по этому архитектурному чуду!
Можно себе представить, что случилось со зданием, когда искры подожгли порох. По сохранившимся свидетельствам центральная часть храма была разрушена, в том числе 28 колонн, фрагмент скульптурного фриза, внутренние помещения, которые некогда служили христианской церковью и мечетью; крыша в северной части завалилась.

Парфенон после прибытия в Афины Франческо Морозини, рисунок 1672-1676 гг. Неизвестный венецианский автор изображает Парфенон мечетью с минаретом, однако с неверным количеством колонн — 4 на 5.
Парфенон после прибытия в Афины Франческо Морозини, рисунок 1672-1676 гг. Неизвестный венецианский автор изображает Парфенон мечетью с минаретом, однако с неверным количеством колонн — 4 на 5.

Западный фронтон оказался почти невредимым, и Франческо Морозини пожелал вывезти в Венецию его центральные скульптуры. Однако леса, которыми пользовались венецианцы, во время работ развалились, а скульптуры разрушились, упав на землю. Несколько осколочных фрагментов все-таки вывезли в Италию, остальные остались на Акрополе.
С этого времени история Парфенона становится историей руин...

И это сделали "цивилизованные европейцы"! Ради захвата города, который они не собирались удерживать, они уничтожили здание, являющееся вершиной античной инженерной мысли, великий храм, простоявший больше 1000 лет, а потом еще и помародерствовали на руинах.

Рисунок Кириака Анконского, который посетил Парфенон в 1436 и 1444 годах. В примечаниях кратко описывает собор и называет его «божественным творением Фидия»
Рисунок Кириака Анконского, который посетил Парфенон в 1436 и 1444 годах. В примечаниях кратко описывает собор и называет его «божественным творением Фидия»

Вот с какой нескрываемой болью об этом пишут авторы энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона:

"Нашествия славян, крестоносцев и турок, устроивших в П. мечеть, и наконец осада акрополя венецианцами, в 1687 г., страшно изувечили создание Иктина и Калликрата; венецианская бомба, попав через мраморную крышу внутрь здания, где хранился тогда запас пороха, произвела взрыв этого последнего, разорвала П. по длине на две части и обратила его в полуразвалины, из которых местные жители стали таскать камни для выжигания из них извести. Варварское отношение к П. прекратилось только в текущем столетии, по образовании Греческого королевства. Но еще до этой поры многие из тех скульптурных украшений храма, которые более или менее уцелели, были уже увезены на Запад Европы. В настоящее время, из 5 не погибших, хотя и искалеченных метопов, только некоторые остаются на своих местах: 16 метопов южного фасада находятся в Британском музее, в Лондоне, один метоп — в Луврском музее и один — в новоустроенном Акропольском музее, в Афинах; остатки свалившихся и разбитых фронтонных групп перешли, главным образом, в Британский музей, где красуется также целая треть фриза, опоясывавшего целлу".
Джеймс Скин. Разрушенный Парфенон с новой, небольшой мечетью.  1838
Джеймс Скин. Разрушенный Парфенон с новой, небольшой мечетью. 1838

И в то же время, когда творился этот кошмар, европейские ученые писали о том, какими дикими, невежественными и необузданными были "варвары", по сравнению с "утонченными" греками и римлянами, и твердили о "варварстве" воинов Алариха или Гейзериха, о том, как "цивилизованные европейцы" несут культуру в страны Востока, Африки...

Кстати, варвар Аларих во время похода на Грецию пощадил Афины... из уважения к их древности и заслугам... Он же приказал не трогать церкви и общественные здания во взятом штурмом Риме в августе 410 года...
Аларих - гот, сын гота, рожденного "вне пределов цивилизации...".

Гейзерих вообще не штурмовал Рим - жители сами открыли ему ворота, и грозный вождь не устроил в городе ни резни, ни погромов, ни пожаров.

А камни с Форума, Колизея, Пантеона, облицовочный мрамор с арок в честь триумфов императоров растаскивали не безграмотные крестьяне и "дикие варвары", этим чаще занимались аристократы, богатые торговцы, члены Римской Курии - стремились приобщиться к былому величию...

Наиболее ранняя из известных фотография Парфенона 1839 года, внутри — остатки новой мечети, возведённой среди руин храма
Наиболее ранняя из известных фотография Парфенона 1839 года, внутри — остатки новой мечети, возведённой среди руин храма

В "Большой советской энциклопедией" варварство объясняется следующим образом:

"В предложенной в 60-х гг. XVIII в. шотландским философом А. Фергюссоном и установившейся в европейской науке XVIII-XIX вв. периодизации средняя из трех эпох истории человечества:
дикость, варварство, цивилизация. Серьезное обоснование этой
схеме дал Л. Г, Морган, по которому варварство начинается с
изобретения гончарного производства и завершается появлением
письменности ("Древнее общество", 1877). Большинство современных
исследователей не пользуется устаревшей в значительной мере
схемой Моргана."

Парфенон после Греческой революции (1820-е). Гравюра В. Миллера (1829) с работы Х. В. Вильямса (1822).
Парфенон после Греческой революции (1820-е). Гравюра В. Миллера (1829) с работы Х. В. Вильямса (1822).
Третье родитель Кронид поколенье людей говорящих,
     Медное создал, ни в чем с поколеньем несхожее прежним.
     С копьями. Были те люди могучи и страшны. Любили
     Грозное дело Арея, насильщину. Хлеба не ели.
     Крепче железа был дух их могучий. Никто приближаться
     К ним не решался: великою силой они обладали,
     И необорные руки росли на плечах многомощных.
     Были из меди доспехи у них и из меди жилища,
     Медью работы свершали: никто о железе не ведал.
     Сила ужасная собственных рук принесла им погибель.
     Все низошли безыменно: и, как ни страшны они были,
     Черная смерть их взяла и лишила сияния солнца.

     После того как земля поколенье и это покрыла,
     Снова еще поколенье, четвертое, создал Кронион
     На многодарной земле, справедливее прежних и лучше,-
     Славных героев божественный род. Называют их люди
     Полубогами: они на земле обитали пред нами.
     Грозная их погубила война и ужасная битва.
     В Кадмовой области славной одни свою жизнь положили,
     Из-за Эдиповых стад подвизаясь у Фив семивратных;
     В Трое другие погибли, на черных судах переплывши
     Ради прекрасноволосой Елены чрез бездны морские.
     Многих в кровавых боях исполнение смерти покрыло;
     Прочих к границам земли перенес громовержец Кронион,
     Дав пропитание им и жилища отдельно от смертных.
     Сердцем ни дум, ни заботы не зная, они безмятежно
     Близ океанских пучин острова населяют блаженных.
     Трижды в году хлебодарная почва героям счастливым
     Сладостью равные меду плоды в изобилье приносит.

Гесиод. "Труды и дни"

По Гесиоду, Зевс создавал человеческие расы в следующем
порядке: золотую, серебряную, медную, полубогов, железную. К
полубогам у него относились люди времен троянской войны. Своих
современников (VIII-VII века до н. э.) Гесиод относил к пятой расе, о которой он высказался так:

Если бы мог я не жить с поколением пятого века!
     Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.
Парфенон на картине В.Д. Поленова. Начало 1880-х гг.
Парфенон на картине В.Д. Поленова. Начало 1880-х гг.
"Первородные смертные, не зная еще дурных побуждений, жили без
проступков, без злодеяний и поэтому без наказания и стеснений. Не
было нужды и в наградах, ибо люди по своим природным качествам
стремились к честности; а раз они не желали ничего непозволительного, то ничто и не запрещалось через устрашение карой. Но после того как согласие между ними нарушилось и на смену умеренности и скромности пришли честолюбие и насилие, возникло единодержавие, и у многих народов оно осталось навечно. Но некоторые народы, либо сразу, либо после того как им стали в тягость цари, предпочли управляться законами. Сначала, пока души людей были бесхитростными, - и законы были простыми; самые прославленные молвой - это составленные Миносом для критян, Ликургом для спартанцев..."

Тацит. "Анналы". Книга III, глава 26.

"Представление некоторых античных мыслителей о варварстве как
о более правильном состоянии общества, чем цивилизованное, основывалось не столько на достоинствах реального варварства того
времени (или предшествовавшей эпохи), сколько на неприятии этими
мыслителями современной им цивилизации. Цивилизация УЖЕ ТОГДА
имела довольно отталкивающие черты (хотя цивилизационисты могут объяснять их ее незрелостью или даже пережитками варварства)".

Александр Бурьяк. "Варварство как слой культуры, образ жизни, принцип"

Парфенон. Реконструкция из немецкой энциклопедии 1891г.
Парфенон. Реконструкция из немецкой энциклопедии 1891г.