Найти в Дзене

ЗАПИСКА волостного писаря губернскаго секретаря Виссаріона Ивановича Верховскаго

ЗАПИСКА волостного писаря Рябковской волости, Кинешемскаго уѣзда, Костромской губерніи, губернскаго секретаря Виссаріона Ивановича Верховскаго *).

Не мало прочиталъ я разныхъ газетныхъ и книжныхъ статей, описывающихъ деревенскій бытъ, и пришелъ къ заключенію, что всѣ эти статьи, написанныя подъ вліяніемъ поверхностнаго знакомства съ деревней, рисуютъ только однѣ печальныя картины, но не указываютъ отчего произошли всѣ эти печальныя обстоятельства и на чемъ они зиждятся. А такъ какъ я хотя и получилъ образованіе въ уѣздномъ духовномъ училищѣ въ 1865 году, а училище это, въ то время, едвали превосходило нынѣшнія церковно-приходскія школы, то я и не имѣю литературнаго слога въ письмѣ, но зато по пріемству, какъ сынъ священника, имѣю искреннюю вѣру въ Спасителя міра, а чрезъ то и любовь къ ближнему по Его Евангелію. Позанимавшись писцомъ въ Губернскомъ Правленіи и найдя, что служба тамъ мнѣ не даетъ пищи для души, какъ совершенно мертвая работа, я наконецъ нашелъ, что долженъ, по своему плохому образованію, послужить обществу и Правительству не за дорогую цѣну, чуть не даромъ и притомъ безъ всякой надежды на чины, ордена и пенсію, именно поступилъ въ волостные писаря, въ каковой должности и прослужилъ около 30 лѣтъ и за все это время старался быть полезнымъ обществу и Правительству. На первыхъ же порахъ замѣтилъ всю неприглядность деревенской жизни мужичка, а потому, и еще съ большимъ стараніемъ сталъ доискиваться корня отъ чего мужикъ въ деревнѣ сталъ бѣденъ и все бѣднѣетъ, пьянствуетъ не радѣетъ къ хозяйству и бѣжитъ отъ него, не радѣетъ къ платежу повинностей и даже дѣлается совершенно несостоятельнымъ. У такого мужика наконецъ стали появляться мысли о передѣлахъ земель и о прирѣзкѣ ему даровой земли. Все это заставило меня вникнуть въ самую жизнь и обстановку, чтобы короче узнать суть дѣла, насколько у меня, недоучки, хватило разума, удалось кое что узнать и прочувствовать на самой практикѣ. О каковыхъ причинахъ, изъ любви къ крестьянамъ, для блага ихъ, было много доносимо много словесно и письменно мѣстному начальству и даже господину губернатору. Вслѣдствіе чего и въ виду Монаршей милости о разрѣшеніи каждому подданному излагать и высказывать для пользы отечества все испытанное на практикѣ, я осмѣливаюсь взойти къ Вашему Высокопревосходительству съ настоящею докладною запискою, предполагая, что таковая можетъ быть и пренесетъ нѣкоторую пользу по ввѣренной Вамъ обязанности.

Въ 1861 году мужикъ съ свободою, по волѣ Незабвеннаго Освободителя Императора Александра II, получилъ въ надѣлъ землю, чрезъ изъятіе таковой отъ казны, удѣла и дворянъ, для общиннаго пользованія таковою на основаніяхъ, изложенныхъ въ особыхъ крестьянскихъ законахъ, дающихъ крестьянамъ право самоуправленія; но какъ же мужикъ, по своему невѣжеству, воспользовался этими великими Монаршими милостями? Въ общемъ юнъ воспользовался почти совершенно во всемъ противъ правилъ, изложенныхъ въ положеніи о нихъ и противъ Монаршаго назначенія, онъ воспользовался по однимъ своимъ мѣстнымъ обычаямъ къ вящшему своему разоренію. Ибо у Сеньки обычай, а у Митьки другой и въ особенности у Митьки неуча да и пьянаго. Такъ вотъ онъ, получивъ землю общинную въ общественное пользованіе, тотчасъ же раздѣлилъ ее по своимъ домохозяевамъ рабочимъ, и тѣмъ сдѣлалъ изъ общиннаго владѣнія, какое-то частное и непостоянное, переходное, основанное на вышеуказанномъ норовѣ или обычаѣ, то есть учинилъ какую-то смѣсь французскаго съ нижегородскимъ; по отдѣльности мужикъ не видитъ никакой своей собственности, а есть что-то общественное; такъ что теперь все узаконеніе о крестьянскомъ общинномъ землевладѣніи съ ихъ мѣстными обычаями смѣшанное, становится, почти совершенно непригоднымъ. О начальствѣ крестьянскомъ, изъ крестьянъ выбираемомъ, съ ихъ судомъ, избраннымъ на томъ же общинномъ положеніи, нечего и говорить, можно только сказать, что оно самого для крестьянства большею частію, стало только почти совершенно излишней обузой и излишнимъ расходомъ на содержаніе, каковое въ нѣкоторыхъ волостяхъ, стало доходить въ настоящее время до 7 рублей въ годъ на долю каждаго хозяина. Къ этому приведу сколько занято у крестьянъ людей въ разныхъ должностяхъ. Въ моей волости есть одно общество, которое состоитъ изъ 25 надѣловъ, раздѣленныхъ между 12 домохозяевами въ двухъ деревняхъ, изъ этихъ домохозяевъ обязательно имѣется одинъ сельскій староста, одинъ кандидатъ или судья для волостнаго суда, одинъ магазинный смотритель и по селеніямъ: двое полицейскихъ десятскихъ, двое санитарныхъ смотрителей, двое пожарныхъ старостъ и двое выборныхъ на волостные сходы, итого 11 человѣкъ. Всѣ эти должностныя лица не смѣняемы, а только измѣняемы по своему виду должностей и въ сути на дѣлѣ только для маранія одной бумаги и работы для писаря по составленію ежегодныхъ приговоровъ; пользы же для мужика нѣтъ, кромѣ того что онъ отъ безвозмездныхъ этихъ должностей лишается посторонняго заработка. Справедливость этого всего я пологаю ясно видна изъ всего общаго положенія о крестьянахъ съ его дополненіями, разъясненіями и временными правилами, и изъ этого положенія на практикѣ, какъ я приглядѣлся на мужика, мужикъ видитъ только одну какую-то желѣзную цѣпь или вериги для для себя въ общинномъ неотвязномъ землевладѣніи, которое въ дѣйствительности какъ бы ему не принадлежитъ, а принадлежитъ какому-то обществу; отъ послѣдняго мужикъ въ отдѣльности бѣжалъ-бы и бѣжалъ въ невѣдомые края, это доказывается и переселенческимъ движеніемъ и уходомъ мужичка въ отхожіе промыслы. Вотъ это начальный корень неприглядности деревенскихъ картинъ.

Засимъ далѣе буду объяснять, на основаніи добытой практики, какъ мужикъ пользуется въ натурѣ общинною надѣльною землею, по своимъ обычаямъ.

Прежде всего община мужиковъ собирается на сходъ, для дѣлежа земли, гдѣ начинаетъ считать тягла или работниковъ и по нимъ начинаетъ назначать паи земельные; изъ числа рабочихъ людей нѣкоторые изъявляютъ отказъ; а другіе желаніе получить лишній пай, по разнымъ своимъ обстоятельствамъ, и вотъ тутъ начинается торговля, а казалось чтобы тутъ за торги: желающій получить лишнюю землю получилъ бы ее отъ желающаго сдать таковую; но тутъ выходитъ особое, потому что тутъ есть положеніе о крестьянахъ, а въ немъ сказано, что всѣмъ этимъ завѣдуетъ общество, а не отдѣльныя лица, отъ чего просители оба должны обратиться къ обществу и получить отъ него разрѣшеніе и его постановленіе въ приговорѣ. Общество же даромъ ничего не дѣлаетъ, и вотъ тутъ начинаются торги и большею частію винные, и кто недаетъ просимаго откупа, тотъ насильно остается или съ ненужнымъ паемъ или лишается необходимо нужнаго излишняго пая земли. Та же исторія при дѣлежѣ лѣса, сѣнокоса и другихъ общественныхъ арендныхъ угодій, гдѣ зачастую отсутствующихъ крестьянъ вовсе забываютъ; но тутъ еще примѣшиваются мужики-кулаки изъ ихъ же среды, съ корыстными видами и дѣлаютъ особыя подстрекательства для продажи безъ особой нужды общественныхъ угодій, объясняя обществу, что такія малости не стоитъ дѣлить на всѣхъ, а лучше сдать на однѣ руки и конечно сдать кулаку и вчастую за вино. Вотъ изъ этого общиннаго пользованія у мужичка явилось общинное пьянство, пропиваніе общественныхъ угодій разныхъ, которыя въ настоящее время почти всѣ пропиты а остался за нихъ у мужичка одинъ платежъ повинностей; и это пьянство такъ укоренилось въ мужичкѣ, что въ настоящее время почти ни одной сходки пустой не обходится безъ вина; а безъ сходки ничего сдѣлать нельзя при общинномъ землевладѣніи; потому, что все должно быть сдѣлано по закону, а сходки не только у мужика необразованнаго, но и у образованныхъ людей бываютъ, такія же, тамъ только по благородному — съ обѣдами, это впрочемъ изстари такъ ведется. Сколько сходокъ у мужика, ихъ даже и не перечтешь, каждый праздникъ почти обязательно занятъ сходкой, это даже закономъ поощрено, чтобы сходки были по возможности въ воскресные и праздничные дни; отъ этого мужику некогда ходить въ храмъ Божій и послушать словъ Спасителя; впрочемъ немало занято и будней. За симъ далѣе наступило для мужика время страдное — пашни, сѣнокоса и другихъ сельско-хозяйственныхъ работъ лѣтнихъ, въ особенности скажу сѣнокоса, какъ самого дорогого и горячаго времени у мужичка, а начать его безъ сходки нельзя; поэтому, для кошенія травы утромъ, почти въ 3 часа за-полночь нарядчикъ начинаетъ будить общество скликая на сходъ для сѣнокоса, и съ этого времени начинаютъ мужички и бабы съ косами сходиться на сходъ въ сборный пунктъ, и къ 5-ти часамъ соберется большая часть, но не всѣ собираются, нѣкоторые по разнымъ причинамъ не явились, и вотъ за нимъ нарядчикъ бѣжитъ опять и водитъ по одному; тутъ открывается самая скверная непристойная ругань, за долгій невыходъ, отъ чего русскій мужикъ даже славится браннымъ и самымъ ѣдкимъ словцемъ, и ругань такая въ частую продолжается до 6-ти часовъ, затѣмъ съ продолженіемъ такой ругани производится шествіе схода на покосъ, на которомъ послѣ дѣлежа и метанія жеребья на паи, окажется уже 7 часовъ утра и тутъ открывается самый горячій и даже азартный покосъ травы, такъ что на узкихъ косякахъ того и гляди, что перережутся косами, и это продолжается всего одинъ часъ, затѣмъ наступаетъ время завтрака, а далѣе уборка и сушка сѣна; и тѣмъ почти сѣнокосъ денной кончается, отъ котораго рабочій мужикъ на свой пай получаетъ, не болѣе какъ на 30 коп. готоваго сѣна. Отъ этого у мужика общиннаго, въ самое горячее и дорогое время, оказывается въ суткахъ одинъ часъ рабочій, а остальное время убивается почти все даромъ, то есть дѣла не дѣлаютъ и отъ дѣла нельзя уйти. Такъ почти во всѣхъ общественныхъ работахъ, у общиннаго мужика. Если вникнуть хорошенько въ его обстановку и сосчитать все время, какое онъ тратить на обработку полей и луговъ, то хлѣбъ и сѣно, по затраченному времени, окажутся стоющими: 1-й болѣе 1 р. 50 к., а 2-е болѣе 1 р. за пудъ, т. е. втрое, а то и вчетверо дороже ихъ покупной стоимости. Въ подтвержденіе сего приведу примѣръ изъ своей жизни: я имѣлъ въ пользованіи крестьянскій надѣлъ, выкупленный, въ томъ числѣ, общій покосъ и лѣсъ, полосы для пашни отдѣльныя, не перемѣняемыя и неизмѣняемыя въ своемъ составѣ; поэтому мнѣ пришлось вмѣстѣ съ крестьянами начать сѣнокосъ по выше описаннымъ крестьянскимъ обычаямъ и выйти на покосъ вмѣстѣ съ ними, я въ первый-же день, на 3-хъ работниковъ, получилъ готоваго сѣна всего не болѣе какъ на 50 копеекъ, если его купить или продать; между тѣмъ какъ стоимость содержанія себя и двухъ работниковъ и еще 2-хъ сушильщицъ мнѣ обошлась болѣе 3 рублей въ сутки, почему всю эту работу я вынужденъ былъ въ 1-й же день бросить и уйти отъ мужиковъ, сказавъ имъ,— что если они оставятъ мои паи некошенными,— такъ ладно, а если скосятъ, то Богъ съ ними — пусть лучше они пропадутъ, нежели мнѣ явно терпѣть еще большій убытокъ; и засимъ я ушелъ на заарендованный лугъ у частнаго владѣльца, гдѣ я съ этими же рабочими въ одну недѣлю накосилъ около 2000 пудовъ сѣна и высушилъ его. Сѣно это встало мнѣ съ арендою не болѣе 8 к. пудъ. Послѣ сего придя домой, узналъ, что мужики кончаютъ общинный покосъ и мнѣ мои косяки оставили, хотя помятые и подкошенные со всѣхъ сторонъ, почему я съ означенными рабочими, выйдя на этотъ покосъ въ 4 часа утра и къ 9-ти часамъ того же утра, скосилъ всѣ косяки свои, и почти въ одни сутки управился съ этимъ сѣномъ и оказалось, что я съ своего мірского покоса накосилъ противъ своихъ товарищей на одинъ возъ болѣе чѣмъ они, отъ того, что я косилъ не торопясь и не одни верхушки, а прокашивалъ какъ слѣдуетъ и вездѣ; между тѣмъ, товарищи мои надъ этимъ покосомъ трудились полторы недѣли и накосили менѣе, такъ что имъ сѣно встало не менѣе 1 р. за пудъ и это на своихъ лугахъ. Такъ точно и въ хлѣбопашествѣ — мужикъ, кромѣ вышесказанной напрасной траты времени по общинному пользованію, старается болѣе занять земли, раскидать лишнія сѣмена и тѣмъ потратить на все лишнее время и деньги. У него при хорошихъ урожаяхъ родился хлѣбъ самъ-5 и самъ-6, а между тѣмъ я же, стараясь сберечь время, меньше затратить сѣмянъ, сѣялъ не много занимая земли и у меня родился хлѣбъ всегда болѣе чѣмъ самъ-14 и самъ-16, такъ какъ болѣе всего старался улучшить землю. Вотъ отъ этой пустопорожней траты дорогого страднаго времени мужичкомъ, изъ за общиннаго пользованія, сильно падаетъ крупное хозяйство частныхъ владѣльцевъ, такъ какъ владѣльцы этихъ хозяйствъ въ такое горячее время и по дорогой цѣнѣ не могутъ найти поденщиковъ, а содержать годовыхъ рабочихъ имъ становится дорого, почему вынуждены они въ частую кидать свое хозяйство. Къ тому же и мужикъ, видя всю эту свою безполезность работъ на общинныхъ земляхъ, въ настоящее время сталъ уходить въ отхожіе промыслы, оставляя землю безъ всякихъ послѣдствій. Которому если посчастливилось, то онъ спуста платитъ повинности и землею безвозмездно пользуются сосѣди его, отъ чего постоянныя жалобы отсутствующихъ на неправильное ихъ обложеніе повинностями, а которому не посчастливилось, то онъ поступилъ въ золотую роту, а семья его нищенствуетъ. Случается и такъ что земля его пустуетъ и ее никто не беретъ изъ сосѣдей, потому что надо за нее платить большія повинности; а постороннему она никому и вовсе ненужна и на такой землѣ копятся повинности, и Правительство только успѣвай слагать со счетовъ недоимки.

Засимъ еще желаю объяснить какъ относится мужикъ къ общинной землѣ. Какъ я сказалъ выше, мужикъ какъ желѣзными цѣпями привязанъ къ общинной землѣ и обществу и на всю жизнь, то есть безъ согласія общества изъ онаго выйти не можетъ, а равно и поступить въ иное сословіе. Мужикъ не видитъ у себя ничего собственнаго, а есть у него что-то общественное и гнетущее его не въ мѣру, такъ какъ не можетъ онъ самостоятельно распорядиться всѣмъ этимъ для пользы своей и своего потомства, а, напротивъ, отъ этой земли онъ въ дѣйствительности несетъ только одни убытки. Въ деревнѣ, гдѣ я служу писаремъ, отставной солдатъ, выйдя изъ службы въ 1862 году, явился на родину и поселился въ своей деревнѣ, на общемъ основаніи объ-отставныхъ солдатахъ; обзаведясь семьей, онъ не только получилъ отъ мужиковъ усадьбу безвозмездно, на что онъ имѣлъ право, но и купилъ ее у мужиковъ, хотя и не за дорогую цѣну, прослуживъ у нихъ за это сельскимъ писаремъ 6 лѣтъ, и эту усадьбу обрылъ канавой, устроилъ на ней крестьянскія постройки, раздѣлалъ садъ, съ парниками, для чего навозилъ чернозему до 500 возовъ, и усадьба эта была введена въ планъ, составленный на всю деревню строительнымъ отдѣленіемъ и утвержденный г. губернаторомъ. Засимъ солдатъ этотъ, какъ не получившій надѣла, купилъ, тоже не за дорогую цѣну, около одной десятины земли, возлѣ деревни, земля эта была забракована мужиками, какъ негодная болотина, и изъ болота этого, обсушивъ его своими трудами, раздѣлалъ великолѣпный покосъ и устроилъ овощной огородъ, и овощами съ этого огорода кормилъ себя и свое семейство и, кромѣ того, продавалъ овощи съ этого огорода, выручая каждогодно до 150 рублей; и тѣмъ воспитавъ семью, принялъ въ домъ свой зятя къ дочери изъ другой волости, но не приписалъ его, не считая это нужнымъ, какъ имѣющій свою трудовую собственность, и потомъ умеръ. Въ 1903 году, во время бывшаго въ этой деревнѣ пожара, постройки солдата сгорѣли вмѣстѣ съ прочими постройками крестьянъ, и мужики передѣлили усадьбы, составили новый планъ, по новымъ строительнымъ правиламъ и по распоряженію земства, и дворину солдата отдали другому своему сосѣду; такъ какъ дочь солдата не имѣетъ права на участіе въ ихъ общинной землѣ, какъ не принадлежащая къ обществу, за выходомъ замужъ за постороннее обществу лицо; и вотъ семья солдата должна за неимѣніемъ усадьбы избирать чуть ли не другой родъ жизни; а такихъ примѣровъ много и отъ этихъ примѣровъ узнаетъ мужикъ, что онъ не собственникъ, а какой-то арендаторъ общественной земли, а какой арендаторъ будетъ радѣть объ арендной землѣ, онъ будетъ только высасывать изъ нея соки и потомъ броситъ. Къ этому еще мужикъ видитъ, что земля общинная не растетъ, а общество годъ отъ году все болѣе и болѣе увеличивается, и новымъ членамъ, по ихъ обычаямъ, надо давать земли всѣхъ угодій, а таковой становится для общества взять негдѣ, и дѣлить болѣе нечего, то они стали приходить къ заключенію о прирѣзкѣ имъ земли, то есть, что имъ по той же Монаршей милости, что и въ 1861 году должно быть прирѣзано еще на новыхъ членовъ общества. Къ тому же подговариваютъ и враги Монарха; такъ какъ мужикъ всецѣло вѣритъ въ силу Его и при подстрекательствѣ враговъ Монарха, сталъ мысль свою приводить въ исполненіе силою, что ясно видится изъ разбойническихъ нападеній на частныхъ владѣльцевъ и разгрома ихъ усадебъ.

Если взглянуть хорошенько и пристальнѣй на крестьянскій бытъ, то ясно увидите, что всѣ неприглядныя картины деревенскія произошли отъ того, что, по своему невѣжеству, крестьянинъ неправильно понялъ великую Монаршую милость по общинному, землевладѣнію съ самоуправленіемъ, которое мужикъ смѣшалъ со своими мѣстными обычаями. Отъ этого мужикъ сталъ бѣденъ и будетъ еще бѣднѣй, спился и будетъ спиваться, нерадивъ къ хозяйству и будетъ еще нерадивѣй, нерадивъ къ платежу повинностей и всякихъ ссудъ и будетъ еще нерадивѣй и даже сдѣлается несостоятельнымъ По этому Правительство какія ни заводи для мужика законы и правила по общинному землевладѣнію и ихъ самоуправленію отдѣльному, для улучшенія быта крестьянъ, въ сути они останутся на бумагѣ, на дѣлѣ же мужикъ ихъ будетъ обходить и не исполнять и изъ нихъ только у мужика будутъ возникать судьбища и тяжбы, отвлекающія его отъ работы, и лишніе расходы по содержанію для сего своего сельскаго начальства; Правительству же будетъ одно излишнее бумагомараніе по разборамъ дѣлъ и судьбищъ между мужиками, нажива для адвокатовъ деревенскихъ. Какіе банки, ссудныя учрежденія, сельско-хозяйственные склады, страховыя общества и другія финансовыя учрежденія Правительство ни заводи для улучшенія быта крестьянъ, они будутъ мужичками разбираться, но за несостоятельностью не будутъ пополнены. Какъ Правительство ни надѣляй ихъ еще землею общинною, мужикъ все будетъ требовать ея; между тѣмъ земля у него будетъ почти безъ пользы; а Правительство будетъ чрезъ это терпѣть убытки сильные. Вотъ взгляните хорошенько, что сдѣлали разныя эти узаконенія и учрежденія — улучшился ли бытъ мужика, — и увидите, что мужикъ сталъ только еще бѣднѣй, разобралъ всѣ кассы, по коимъ недоимки всѣ скидывались со счетовъ, земли почти не родятъ хлѣба, сѣнокосы запущены и поросли негодными травой и лѣсомъ, и мужикъ отъ своихъ неурядицъ сталъ холоденъ ко всему и ждетъ наживы скорой отъ чужой собственности, которой онъ по вышеобъясненнымъ причинамъ не видитъ у себя. Къ своему выборному начальству почти совершенно не имѣетъ довѣрія и уваженія, и также сталъ относиться и къ лицамъ отъ Правительства учрежденнымъ; къ этому еще мужикъ сильно истомился 49-ти лѣтнею надеждою на окончаніе выкупа, въ который онъ, при вышесказанныхъ обстоятельствахъ, если спросите его на дѣлѣ, даже уже и не вѣритъ.

Въ видахъ прекращенія всего вышеизложеннаго и для улучшенія быта мужичка, по любви къ нему, я осмѣливаюсь высказать свое мнѣніе, хотя можетъ быть и ошибочное, но оно взято съ практики, съ мыслей и желанія самого мужичка. Въ сути у мужичка, какъ мелкаго работника, земли достаточно, что ясно доказалъ приведенный мною примѣръ объ отставномъ солдатѣ, который самъ собой безъ Правительства сумѣлъ устроиться и на одной десятинѣ, съ огородомъ и усадьбой, кормилъ себя, свою семью и жилъ безбѣдно; крестьянину слѣдуетъ доказать, что онъ землѣ этой хозяинъ, собственникъ, потомственный и выкупаетъ въ свою собственность потомственную, а не въ какую то общественную собственность и чтобы по владѣнію этою землею, какъ собственностью, ни сосѣдъ, ни Правительство не стѣсняло его ни въ чемъ; вотъ этого мужикъ ждетъ и жаждетъ и даже доказываетъ своими тяжбами и желаніемъ выкупа земель. Стоитъ только Монарху приказать мужичкамъ, чтобы они сами собой, по своему согласію и по своему мѣстному положенію, раздѣлили общинную землю на своихъ домохозяевъ окончательно, въ собственность навсегда и чтобы эти участки болѣе никогда не дѣлились и не соединялись между собой, а переходили въ наслѣдство цѣликомъ всей семьѣ умершаго, со всѣми постройками, равно и переходили въ другія руки черезъ продажу, также цѣликомъ и притомъ, чтобы богатый, скупая участки эти, не могъ соединить ихъ, и тѣмъ лишить мелкаго бѣдняка покупки, а чтобы эти участки служили удѣломъ для однихъ бѣдняковъ и, повѣрьте, мужикъ приказъ этотъ приметъ съ величайшею радостью и самъ покажетъ своихъ отдѣльныхъ владѣльцевъ, указавъ имъ границы владѣнія, въ приговорахъ, для утвержденія и укрѣпленія за ними тѣхъ участковъ, на которые Правительство будетъ, для сбора повинностей, высылать окладные листы, отдѣльные, какъ на всѣхъ прочихъ землевладѣльцевъ; и такимъ образомъ каждый мужичекъ домохозяинъ окажется равноправнымъ мелкимъ государственнымъ землевладѣльцемъ, на одинаковыхъ законахъ Государства и при однихъ правителяхъ государственныхъ и судьяхъ, какіе будутъ назначены отъ Монарха, т. е. подданные его будутъ какъ всѣ одинаковыя дѣти у отца; вслѣдствіе этого общему положенію о крестьянахъ съ его дополненіями, разъясненіями и временными правилами, долженъ быть поставленъ крестъ. Мужичекъ-же, оказавшійся равноправнымъ членомъ Государства, и увидя свою собственность потомственною, усерднѣе примется за таковую и не будучи стѣсненъ, самъ собой постарается улучшить свое хозяйство и постепенно перейдетъ изъ чрезполоснаго владѣнія къ подворному участковому; по мѣстнымъ удобствамъ и при оказавшемся свободномъ времени, по дешевой цѣнѣ поработаетъ, безъ всякихъ правилъ о наймѣ рабочихъ, сосѣду крупному владѣльцу, такъ какъ заработокъ этотъ необходимъ будетъ и для его мелкаго хозяйства; исправно будетъ платить повинности государственныя, которыя будутъ для него необременительными и, наконецъ, имѣя свою неприкосновенную собственность, также будетъ съ уваженіемъ смотрѣть и на чужую.

Волостной писарь Виссаріонъ Верховскій.

*) Передана для напечатанія изъ Высочайше учрежденнаго Особаго Совѣщанія о мѣрахъ къ укрѣпленію крестьянскаго землевладѣнія.

[Сельскій Вѣстникъ, 1905, № 38, стр.5-6]

См.

Реклама 1902 года

Рождество 1914. 1915-1, 1915-2, 1915-3, 1915-4, 1915-5

С Рождеством Христовым 1914, 1915-1, 1915-2, 1915-3, 1915-4, 1915-5

Подписаться на канал Новости из царской России

Оглавление статей канала "Новости из царской России"

YouTube "Новости из царской России"

Обсудить в групповом чате

News from ancient Russia

Персональная история русскоязычного мира