Наверное, чего меньше всего можно было ожидать от легендарной панк-поэтессы Патти Смит (Patti Smith), так это исполнения песни из репертуара The Monkees! Ведь певица всегда была - и остаётся! - знаменем контр-культуры и авангардом «левых сил», а тут чисто коммерческие артисты, да ещё и явные «пешки» в руках наглых воротил шоу-бизнеса. Но нет – Патти исполняет манкисовский хит с большим удовольствием и воодушевлением.
И этот кавер – отнюдь не исключение. Патти Смит в течение своей долгой карьеры каверовала довольно много песен самых разных исполнителей, в том числе The Ramones, Боба Дилана (Bob Dylan), Nirvana. Причём её узнаваемый вокал и страстная "подача" всегда вносили нечто новое в оригинал - необычность Патти Смит всегда выделяла артистку из толпы и была её «трейд марком». Да и внешний вид Патти Смит оставался особенным – она всегда представала без макияжа, что называется «а натюрель».
Сегодня я с большим удовольствием хочу напомнить вам кавер на одну из самых раскрученных песен The Monkees «Daydream Believer». Песню написал Джон Стюарт (John Stewart), и если у вас будет время и желание – проследите его историю заодно. А мы к его версии песни ещё вернёмся.
Патти спела “Daydream Believer” в 2011 году.
Маленькая биографическая справка: Патти Смит изначально приобрела известность благодаря сочетанию поэзии и нового панк направления в музыке, которое активно распространилось по замусоренным нью-йоркским улицам в середине 70-х. Но она быстро зарекомендовала себя и как более «всеобъемлющий» артист: её интересовал гораздо более широкий круг вопросов, чем только песни. В то время, как ее альбом “Horses” (1975) привлёк к себе внимание публики и критики - а также продвинул артистку в центр панк-тусовки, - её яркая творческая натура расположила к себе всю нью-йоркскую арт-элиту того времени. На этом снимке она со знаменитым фотографом Робертом Мэпплторпом (Robert Mapplethorpe).
Её способность реагировать на чужое творчество – будь то живопись, кино, театральные постановки или фотографии, - сделало Патти Смит уникальным “kulturträger” не одного поколения. Думаю, именно отсюда и идут корни её «каверовой политики»: это желание повернуть чьи-то произведения «другим боком», попытка найти в них элементы, не осязаемые другими слушателями.
На кадрах, снятых кем-то из фанатов прямо из зала, видно, как певица стоит перед клубной аудиторией с листком текста в руках. То, что это будет именно эта песня, я думаю, мало кто ожидает. Запись сделана в известном парижском клубе Cité de la Musique. Обратите внимание, Патти вполне уверена в себе, хотя песня и не такая простая для исполнения – всё-таки, её надо петь, - но внутренний драйв даёт необходимые силы, чтобы преодолеть нехватку вокальных «скиллов». Смит явно находится на вершине своего особого мастерства, позволяющего ей исполнить песню с уверенностью и эмоциональным «зазором», что гарантированно вызывает положительную реакцию у публики.
В чём же исполнительский талант артистки? Дело в том, что, прежде всего, она подлинна. Это видно в первую очередь в ее поэтических текстах – они всегда откровенны, будь то разговор о любви или религии. И она всегда старается оставаться верной своему сложившемуся мировоззрению. «Но здесь же кавер, причём тут поэтические откровения?», – можете возразить вы. Это, безусловно,так: кавер - это совсем другое дело. Но её исполнение чужих песен создаёт особый «второй план», когда накладываются друг на друга две - на первый взгляд - не очень-то совпадающие картинки оригинала и копии. И что ещё важно: в Патти Смит присутствует редко встречающаяся у творцов черта - любовь к чужому произведению. Она как бы говорит о том, что какие бы чувства вы не испытывали к The Monkees – группе, сфабрикованной специально для телешоу, - сомнений в том, что песня “Daydream Believer” представляет собой художественный и исторический интерес, нет никаких.
Съёмка любительская: конечно же, она оставляет желать лучшего, да и звук не очень – но уж слишком интересен этот момент со всех остальных точек зрения.
А я напомню вам немного про эту песню и группу The Monkees. Группа была создана американскими телепродюсерами специально для музыкально-юмористического сериала, целью которого было «окэшить» невероятную тягу подростков к рок-музыке в 60-х. Тяга эта возникла, конечно же, на фоне битломании. По лекалам The Beatles и были созданы The Monkees.
Путеводной звездой для ТВ-могулов Голливуда стал фильм “A Hard Day’s Night”, успех которого превзошёл все возможные ожидания. Группа The Monkees была быстро собрана по объявлению в прессе. Её участниками стали в основном “child actors”, имеющие музыкальные таланты. На первой пластинке группы её участники сами не играли на инструментах – это делали квалифицированные студийные музыканты. Для написания песен были привлечены лучшие сонграйтерские силы. Сериал имел головокружительный успех и результат не замедлил сказаться – песни The Monkees возглавили хит-парады, а группа могла ехать на стадионные гастроли.
Песня “Daydream Believer” вышла в виде сингла октябре 1967 года и имела большой успех: радиостанции играли её в нон-стоп режиме. Вот как выглядел сингл.
Песня, конечно же, звучала и в сериале. Обратите внимание на открытый и улыбчивый имидж группы.
А вот оригинальная версия песни в исполнении её автора – Джона Стюарта. Качество песни, что называется, на высоте - она сделана в духе лучших традиций Tin Pan Alley. Причём неизвестно ещё чей вариант исполнения лучше – автора или The Monkees.
Но вернёмся к Патти Смит. Знаю, что она была в Москве и выступала в одном из небольших клубов. Я, к большому сожалению, на этом концерте не был. Возможно, кто-то из вас был: обсудим это в программе СВМ на МАЯКе.
Напоминаю, программа идёт по пятницам - теперь с 14:00 до 17:00.