Буддизм был принесен из Индии в Китай через территорию Киргизии
Алексей Акулов
«Вот она — совершенная чистая основа, сияющая золотом, окруженная кольцом железных гор», — говорит Александр, показывая на золотящуюся под лучами восходящего солнца поверхность озера Иссык-Куль.
В переводе с киргизского «иссык-куль» означает «горячее озеро», так оно названо из-за многочисленных термальных источников, рассыпанных по его берегам. Озеро лежит на высоте 1 600 метров над уровнем моря и со всех сторон окружено величественными хребтами Тянь-Шаня, оно является одним из глубочайших озер мира. По дороге, опоясывающей Иссык-Куль, встречаются руины средневековых поселений, скифские могильники, мазары — места погребения мусульманских святых, а также многочисленные памятники буддийской культуры.
Вокруг озера нас везет Александр Манулик — буддист из бишкекской Сангхи. Александр — разносторонняя личность, у него множество хобби: альпинизм, горные лыжи, и еще… он ищет камни. Камни, на которых сохранились буддийские надписи, изображения, мантры.
Интерес к истории буддизма в родном крае возник у него после того, как он принял Прибежище у Ламы Оле Нидала и начал практиковать Дхарму. Вместе с другим буддистом из Бишкека Василием Бережным они начали организовывать экспедиции по поиску надписей и изображений. Позже, в рамках Среднеазиатского тура, стали возить сюда буддистов со всего мира.
Немного отъехав от Бишкека, Александр обращает наше внимание на холмы с правой стороны дороги. Здесь расположено известное Краснореченское городище — останки средневекового города Навакет, лежавшего на северной ветви Великого шелкового пути. Период его расцвета приходился на VI–XII вв. Там были буддийские, манихейские, зороастрийские и несторианские храмы.
Во время раскопок археологи обнаружили многочисленные фрагменты буддийских скульптур, живописи, культовые предметы и, самое главное, огромную 12-тиметровую статую «Спящего Будды». Александр рассказал нам историю находки этой статуи. Тракторист пахал поле, а мешающие камни, появляющиеся на поверхности, складывал под дерево. Когда археологи начали раскопки в этой местности, он позвал их, чтобы показать некоторые странные находки. Увидев эти камни, ученые были потрясены — они оказались фрагментами огромной статуи Будды.
Через несколько десятков километров появляется городище Ак-Бешим, где когда-то находились два буддийских храма. Ученые считают, что эти два городища были столицами небольших тюркских каганатов, правители которых толерантно относились к другим религиям. Так, в раннее средневековье Чуйская долина стала важным региональным центром буддизма, а храм в Красной речке считается крупнейшим буддийским храмом на севере Средней Азии.
Многие ученые считают, что одним из путей проникновения буддизма из Индии в Китай был Шелковый путь, проходивший через Чуйскую долину и Иссык-Куль. Проводниками этого учения стали согдийцы, основавшие многочисленные торговые колонии.
Вот и первая остановка в северной части озера, около села Орнёк, которое знаменито тем, что здесь расположен настоящий музей петроглифов, раскинувшийся под открытым небом на площади в 6 кв. км. Мы поднимаемся в гору между высокой ярко-желтой выгоревшей травой, осторожно наступая на ледяную корку, под которой стремительно бегут горные ручьи. «Шарара», — говорят камни, перекатываясь под мощным потоком. На дворе январь, но под ярким солнцем жарко, и ты перестаешь верить, что на улице –12°C.
Чем дальше уходишь от озера, тем больше попадается изображений на камнях. Их здесь более 200, и чаще всего встречаются изображения козлов с загнутыми рогами, реже — олени с ветвистыми рогами, лошади, волки и барсы. За многие тысячелетия, под воздействием солнечных лучей камни покрылись блестяще-черной патиной, которая стала своеобразным холстом для древних художников. Самые древние изображения относятся ко II тысячелетию до н. э.
Мы поднимаемся выше, и скоро перед нашим взором открывается огромный камень, стоящий практически в центре этого гигантского святилища, на котором хорошо видны три мантры ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ. Это и есть цель нашей остановки — надпись, сделанная гораздо позднее остальных петроглифов, где-то в районе XV–XVII вв., во время завоевания Средней Азии джунгарами, которые создали на этой территории последнюю кочевую империю.
В районе Иссык-Куля у них была ставка, откуда они совершали набеги на близлежащие области. Поскольку они были кочевниками, то оставляли надписи и изображения Будд на камнях в стойбищах, где жили. Надписи в основном сделаны красивым тибетским шрифтом «Учен» (тиб. «с головой»), который не сильно отличается от используемых сейчас.
Присев возле камня, Александр рассказывает, что информацию о буддийских надписях и изображениях они собирают из разных источников. Приходится общаться с учеными из Киргизской Академии наук, краеведами, археологами, геологами, охотниками и даже «черными копателями». Про некоторые узнают совершенно случайно: так, про Тосорский камень рассказал охотник, встретившийся им во время экспедиции в ущелье Джууку, который сказал, что «есть в Тосоре надписи, на языке, который местный мулла прочитать не может». Они сразу же поняли, что речь идет о надписи на тибетском языке.
Наша следующая остановка — возле деревни Ала-Баш, расположенной в южной части озера. Дорога к ней ведет нас по совершенно плоской равнине, окруженной горами. Время от времени встречаются то табуны лошадей, то мусульманские кладбища, пока мы не подъезжаем к пирамидальной горе.
— По имеющейся у нас информации, здесь должна быть буддийская надпись. А где точно — непонятно. В первый раз мы приехали с Васей и долго лазали по ней, забрались даже на вершину, тысячи изображения козликов нашли, а ее нет. Ходили, ходили, уже решили сдаться, как смотрим — идет чабан. Подошли к нему спросить, знает ли он, где надписи, а он увидел на моей майке мантру КАРМАПА ЧЕННО на тибетском и говорит: «Я знаю, где точно такая же надпись есть», — и привел нас к своей кошаре, а буквально в 20 метрах от нее мы эту надпись и обнаружили. «Я думал всю жизнь, что это инопланетяне написали, сказал он нам», — рассказывает Александр.
Надпись действительно трудно найти, даже зная, где приблизительно она находится. От подножия горы ее не видно, и мы карабкаемся вверх по камням, расходимся, ищем, пока спустя некоторое время не слышим радостный крик нашего проводника. Он с гордостью показывает нам шестислоговую мантру
— Таких надписей вокруг Иссык-Куля девять, есть большие тамгинские камни с мантрами, в Алтан-Арашане в частной коллекции есть мантры ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ на небольших камнях, которые можно переносить. Есть изображение Будды Медицины под Бишкеком, медитирующий Будда на плато, расположенном на высоте 4000 метров. Наверняка их больше, нужна информация, где искать, мы же не можем прочесывать площади в тысячи квадратных километров. Мы не знаем, кто сделал эту надпись, кто медитировал перед ней, но главное — мы чувствуем, что это наша, буддийская земля», — говорит Александр.
Этот текст был опубликован в 32 номере журнала «Буддизм.ru»