Найти тему

Там где хранятся «ноты застывшей музыки»

Может ли, простите за выражение, кирпич, стать предметом внимания прекрасной, изящной Музы! Удивились, кажущейся нелепости вопроса? Поправили очки на носу, дабы познакомиться с ответом! Что ж! Сядьте поудобнее ответ будет неспешным

Говорят, что архитектура застывшая музыка (это знает каждый). Но первоосновой музыки является звук (для поэзии слово, для живописи краска). Пожалуй, первоосновой архитектуры является какой-либо строительный материал, но если обобщить, то это будет, несомненно, кирпич, во всей его красе

Сам по себе звук в музыке еще ничего не выражает, первым словом в разговоре по душам, является интонация (два или нескольких звуков, связанных ритмически, ладово и т. д.) Сам по себе кусок глины тоже еще ничего не способен рассказать, а вот кирпич с клеймом это уже интонация, с которой можно начать интереснейшее повествование!

Но обо всем по порядку.

В последнее время мне нравится открывать белые пятна на музейной карте Петербурга. Это случается, порою неожиданно. Пришла выпить чаю на работу к давнишней знакомой (в обеденный перерыв, конечно же), а попала на интереснейшую экскурсию в неизвестном мне музее.

Таких музеев в Петербурге много и в них может попасть каждый, да вот не каждый знает об их существовании. Это музеи, расположенные в уважаемых, можно сказать исторических вузах Петербурга. Как-то кто-то (помнится) писал на Туристире о музее геологии в Петербургском горном институте это, как раз такой (очень интересный) музей.<p>А я предлагаю вам другой адрес: Вторая Красноармейская 4 (метро Технологический институт).

Здесь находится СПбГАСУ, а в нем Музей истории Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и еще, Музей кирпича.

Можно зайти в университет и со стороны Московского проспекта это старое здание строил еще знаменитый архитектор Николай Александрович Львов (1751 1803). Современники называли его Русским Леонардо Кажется, что уже и экскурсию можно проводить с одним только этим именем!

Но у нас другая задача. Мы желаем попасть именно в Университет и в частности, в его музей. В этом случае нам придется все же войти со стороны Второй Красноармейской.

Помещение, в котором расположился музей, совсем небольшое, но народная тропа сюда не зарастает и люди со всех концов не только страны, но всего Света, постоянно приходят, стремятся поближе познакомиться.

(Вот сейчас позвонила директору музея, а она только что вернулась с экскурсии, которую провела для большой группы португальцев). И так ежедневно!

Когда я вошла в комнату экспозицию музея истории, то вздрогнула прямо передо мной восседал ректор, да не обычный, а из прошлых веков.

Не очень люблю эти восковые скульптуры Но в музеях это важные экспонаты. Список ректоров, их заслуги все на стендах. Можно прочитать и об истории создания университета. Я даже не буду перепечатывать текст сама ходила и читала. Читайте и вы!

А вот доказательство тому, как нужны подобные музеи! Памятная плита, видимо долго пролежала в беспамятстве в виде подложки для чего-то более важного об этом напоминают симметричные следы от сверла.

После такого бессловесного наставления, хочется ходить по небольшому музею с глубоким вниманием и уважением, к экспонатам, которые действительно свидетельствуют о важных исторических страницах истории градостроительства и архитектурного убранства такого замечательного города, как Санкт-Петербург.

Здесь немного завлекательных экспонатов, как эта комната чертёжника из прошлого времени

Это естественно, ведь в музей обычно приходят те, кто интересуется именно этим направлением, этой областью нашего бытия.

И для таких посетителей здесь много интересных документов, планов, проектов.

Особое чувство благоговения вызывает стенд, связанный с войной, блокадой.

Кто-то разрушал, а кто-то, с верой в победу готовился строить, восстанавливать.

Ценны зарисовки, сделанные рукой знаменитого архитектора, выполненные с болью в душе Зафиксированные разрушения!

Да и во время войны инженеры-строители были очень нужны, только объекты строительства были другие. Впрочем не все архитекторы проектировали в кабинетах. Многие взяли в руки винтовки. Вот впечатляющий стенд.

Сколько те другие, не вернувшиеся, могли бы еще построить станций метро, церквей, дворцов, просто жилых домов, в которые бы въехали счастливые люди. Конечно же, счастливые! Ведь они пережили такую войну!

По коридорам, лестницам огромного университета перемещаемся в другое помещение, где расположился музей кирпича. Проходим мимо выставленных дипломных работ. Чем не музей!

Почему-то вспомнилось документальное свидетельство того, как Наполеон, занявший Москву и увидевший, на Красной площади Храм Василия Блаженного спросил: Это что за мечеть? А затем бросил небрежно: Взорвать!

Не успел, правда

Вспомнилось и то, как англичане бомбили Кёльн во Вторую Мировую, которая для нас навсегда стала Великой Отечественной В то же время, вспомнилось и как наши солдаты, рискуя жизнью, разминировали Вену, и не только Вену

Но мы уже пришли.

Музей кирпича это очень интересный объект для ознакомления.

Отец этого музея, его создатель-собиратель ныне здравствующий 91-летний В. В. Инчик.

О возрасте можно было бы и не говорить профессор бывает в музее почти что ежедневно и нередко сам проводит экскурсии рассказывает о своей уникальной коллекции кирпичей и кирпичном производстве. Может говорить часами, да так, что слушатели забывают обо всем, кроме кирпичного производства.

Однако начало музея относится именно ко времени войны и блокады именно тогда истощенный мальчик затеял свою коллекцию когда подобрал первый кирпич из своего разрушенного бомбой дома и заинтересовался клеймом на кирпиче Подобные воспоминания, конечно же напоминают о времени и о том, что оно скоротечно, поэтому так важно и фиксировать его свидетельства.

Клеймы на кирпичах это такие приметы, своеобразная торговая марка, бренд, который был важен в торговле. А кирпич, в бурно строящемся Петербурге был долгое время, очень востребованным материалом.

Впрочем, в данной коллекции немало кирпичей и из других городов, даже стран.

Есть и смешные кирпичи, как этот-кривой, сувенирный, кажется, коллеги-немцы подарили.

А здесь чья-то рука отпечаталась. Может быть случайно, поскользнулся человек, а может быть пошутил кто-то, пару веков назад

В середине комнаты макет, рассказывающий о ручном производстве кирпича.

Есть и соответствующий ознакомляющий стенд читай и вразумляйся!

Вначале я сравнивала кирпич с первоосновой застывшей музыки. Сколько здесь информации, которая именно звучит!

Многое из того, что есть на стендах. Имеется и в книге В. В. Инчика, презентация которой состоялась недавно.

Я же эту книгу купила намного раньше презентации. Можно сказать, что была первым покупателем. Помню, как бежала под проливным дождем, а потом долго уговаривала маэстро, отклониться от генеральной линии и позволить мне забрать с собой книгу до ее публичного открытия. А все для того, чтобы подарить эту книгу Андрею нашему дорогому Архитетору Удалось!

Так что сегодня он является единственным обладателем, среди туристеров"этой уникальной книги (тираж-то небольшой).

О роли Петра Великого в организации кирпичного производства вам на экскурсии конечно же, расскажут. Ну, а о значительности посещения экспозиции знакомой вам, представительницей Туристера, история, скорее всего умолчит.

Зато я сохраню эту фотографию, и сохраню с самыми добрыми воспоминаниями о интересном посещении двух не очень известных, но замечательных музеев.

P/S

PS стало традицией дарить в заключении некоторых моих рассказов, дорогим читателям музыкальный клип. Но чем можно проиллюстрировать кирпичи! Оказывается очень даже можно. Давно знаю песню, которая широко бытовала в 20-30-е годы. То, что мы называем городской балладой, городским фольклором и то, что в музыковедении ранее приводилось, как пример вульгарного низкого вкуса необразованной массы.

Поет песню знаменитая Алла Баянова, причем поет без сарказма, без насмешки, а со спокойным участием к рассказу о судьбе девчонки с кирпичного питерского завода. Впоследствии песня так широко распространилась и полюбилась, что питерскую девчонку превратили и в одесскую, и в московскую. Стало бытовать много и юморных песен, перефразирующих сюжет, который в то далекое время, знал каждый. Но сейчас, почему бы и не вспомнить эту незатейливую песенку, ведь это тоже отпечаток руки, а может быть и судьбы, на мокрой глине будущего кирпича, который потом заложат в основание, или стену какого-нибудь великолепного дворца! А люди, восхищенные творением застывшей музыкой архитектурного шедевра, не вспомнят и не вздохнут о кирпиче с ладошкой незаметной интонации, без которой и не состоялась бы эта симфония в камне

Не будем строги! И не поспешим устало бросить mauvais ton

https://www.youtube.com/watch?v=AI79xgCw2qA