Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Что было, когда моя учительница удочерила ребёнка?

Это было в те благословенные времена, когда хлеб стоил 14 копеек, молоко 28, четверг во всех столовых был рыбным днём, а учителя часто пропадали в школе до вечера, проводя кружки, готовя концерты, собирая макулатуру и металлолом со своими классами и занимаясь с двоечниками дополнительно, и никому из учительниц (именно женщин в школе всегда было большинство) не приходило в голову, что за такие занятия можно требовать с родителей деньги – это было просто неприлично.

Тем учительницам, которые вышли замуж ещё в институте или в первые годы работы, приходилось легче – их мужья в большинстве своём знали, на что шли, когда женились на училках. А вот одиноким думать о личной жизни было просто некогда – проверка тетрадей (завуч строго следила, чтобы проверяли ежедневно в младших и средних классах), школьные, районные и городские мероприятия, звонки из райкома («Срочно организовать к приезду делегации из области, или из Москвы, или из Венгрии уборку улиц района», – был случай, когда несколько классов отправили в городской парк к памятнику героям революции срывать расцветшие одуванчики – выяснилось неожиданно, что приезжающий-проверяющий считает, что цветущие одуванчики говорят о бездельниках из Горзеленхоза и отдела культуры горкома).

Школьный субботник.. и никто не возмущался, что детей эксплуатируют!
Школьный субботник.. и никто не возмущался, что детей эксплуатируют!

А наш классный руководитель, учитель математики (назовём её Римма Никифоровна, это очень похоже на её настоящее, очень необычное имя), умевшая так вести урок, что даже самые ленивые и математически бездарные ученики чувствовали, что многое начинают понимать, была также и мастером воспитательной работы! Нет, у нас не было занудных лекций на тему «Береги каждую минуту!» или «Знания нужны в жизни, как винтовка в бою! – Н.К.Крупская». Римма Никифоровна самое заезженное «Наше общешкольное традиционное мероприятие» – например, всем давно надоевший смотр строя и песни превращала в фонтан идей: класс собирался непременно вечером в школе (заодно никто не шлялся тупо по улицам и не покуривал в подъездах, увеличивая риск правонарушений), приносили обязательно ножницы, клей, старые обои, газеты, картон – и класс неделю вечерами клеил кивера и треуголки, вырезал эполеты и портупеи, разучивал найденную в библиотеке спецгруппой старинную песню «А наши бомбардиры за пушками стоят», и во всём блеске класс отбивал шаг на смотре, вырывая первое место, призовой пирог и разрешение директора на проведение школьного вечера аж до 22 часов!

Всё это привело к тому, что к 40 годам наша любимая Римма Никифоровна оказалась одинокой в своей однокомнатной квартире рядом со школой. И созрел у неё план – она собрала все необходимые документы и после длительной волокиты удочерила девочку.

Наверно, счастье выглядит и вот так!
Наверно, счастье выглядит и вот так!

Это оказался невероятной смелости и безрассудства поступок: бабушек рядом не было, девочка совершенно несадиковая – два дня посещала группу и на две недели заболевала, поэтому Римма Никифоровна (с негласного разрешения директора, не решившегося терять гениального педагога) стала брать её на уроки. Девчонки усаживали её с собой за парту, восторженно изображали старших сестричек, сюсюкали и вытирали малышке нос, водили в столовую и в туалет, мальчишки по очереди бегали после уроков за молоком и творогом (напомню, это были советские времена, а учительницу искренне уважали и любили).

А потом мы окончили школу, большинство уехало поступать в столичные вузы и даже поступили…

Лет через десять оказалось, что счастливой семьи не получилось. Правда, кое-кто из коллег заявлял, что «генетика – наука жестокая, кто знает, от кого эта девочка», а также «вот уже тогда я видела, что всё плохо кончится», но это была чистая фантазия. Девочка была всегда приветлива, доброжелательна, весела и общительна, никогда не грубила и не отстранялась от мамы и её знакомых.

Она просто упорно не желала учиться, хотя дурой не была, в ту же школу, что и мама, ходить наотрез отказалась, уроки откровенно прогуливала, а чтобы было веселей жить, ходила в кино, покупала мороженое-пироженое-лимонад, деньги на которые брала из сумочки мамы. На вопрос, как же жить, если деньги истрачены, весело отвечала: «Ты же сама говорила, что не в деньгах счастье, проживём как-нибудь!»

Ещё через несколько лет мы, одноклассники, известили друг друга, что доченька обчистила мамину квартиру, собрала всё более-менее ценное, в том числе пальто с меховым воротником, колечко, магнитофон, пенсию и зарплату на прошлый месяц – и исчезла.

Ничего про неё не знали пару лет, в милицию Римма Никифоровна обратилась, но там сообщили, что обобранная мать должна написать заявление, она испугалась, что девочку посчитают воровкой, и не стала ничего делать, надеясь, что доченька образумится. И точно, ещё через год доченька приехала с младенцем, неделю отсыпалась и отъедалась, а потом, оставив ребёнка и собрав все деньги, что нашла в квартире, опять исчезла.

Это не героиня этой истории... но похоже... она ведь не злая, просто жизнь такая!
Это не героиня этой истории... но похоже... она ведь не злая, просто жизнь такая!

Бабушка поплакала и пошла покупать коляску и кроватку.

Нет, я не про то, что опасно брать на воспитание чужих детей – я про то, что добрые дела не обязательно вознаграждаются, но если люди не будут их совершать, мир явно станет хуже.