«Меркурий в опасности» лишний раз убедил меня в том, что в девяностые у нас в стране многие голливудский фильмы ценились больше, чем у себя на родине, а некоторые картины, с треском провалившиеся в американском прокате и обруганные тамошними критиками, и вовсе становились у нас культовыми. Нет, именно «Меркурий» культовым не стал, но смотрелся на кассетах очень даже хорошо, а вот в США картину нещадно критиковали, да и в прокате она провалилась. Ладно, я бы понял, если бы у фильма были средние оценки критиков, так ведь нет - бедолага Уиллис удостоился «Золотой малины»!
Кратко о сюжете. Мальчик-аутист Саймон разгадывает одну из головоломок, размещенных в специализированном журнале. Ответом на головоломку оказывается номер телефона, по которому мальчик незамедлительно звонит. Оказывается, что эта головоломка был размещена сотрудниками агентства национальной безопасности (АНБ) с целью проверить устойчивость шифра «Меркурий», а номер телефона принадлежит самой организации. Тот факт, что 9-летний парень сумел сделать то, на что оказались неспособны сверхмощные компьютеры, повергает сотрудников АНБ в шок. И теперь Саймон становится объектом охоты – ведь он представляет опасность для программы, стоящей миллиарды долларов.
В картине сыграли: Брюс Уиллис, Алек Болдуин, Ким Диккенс и Мико Хьюз. Режиссером выступил опытный постановщик триллеров Гарольд Беккер, снявший до этого «Луковое поле» и «Отбой».
Сюжет фильма имеет весьма забавное совпадение с событиями, которые имели место в пятидесятых годах в США. Одна из газет в преддверии Рождества напечатала у себя номер рекламное объявление от универмага Sears c «телефоном Санты», куда юные читатели могли позвонить за поздравлениями. В номере была допущена опечатка, из-за чего детишки стали звонить в центр командования континентальной противовоздушной обороны (CORAD). Полковник Гарри Шуп, взявший трубку, сначала грубо ответил ребенку, но потом сообразил, что ситуацию можно использовать для налаживания контактов с общественностью, создания позитивного образа и всего такого в этом духе. Тогда он приказал сообщать позвонившим детям «местоположение Санта-Клауса», что в итоге стало рождественской традицией. С годами появилось несколько различных версий тех событий, но, так или иначе, с тех пор и до сегодняшнего дня в NORAD (правопреемнице CORAD) перед Рождеством начинает действовать горячая линия, которая информирует о перемещении саней Санта-Клауса. Вполне возможно, что сценаристы Лоуренс Коннер и Марк Розенталь вдохновлялись именно этой историей, когда сочиняли сюжет о звонке мальчика-аутиста в АНБ. Кроме «Меркурия в опасности» дуэт Коннер-Розенталь подарили нам «Жемчужину Нила» (1985), «Часы отчаяния» (1990), «Иногда они возвращаются» (1991), «Могучий Джо Янг» (1998) и «Планету обезьян» (2001).
«Меркурий в опасности» вышел на экраны 3 апреля 1998 года, собрав в премьерный уик-энд 10 млн $ и заняв третье место после одновременно стартовавшего блокбастера «Затерянные в космосе» и победного шедшего с декабря 1997 года «Титаника». Итоговые кассовые сборы в США составили около 33 млн $, что для фильма с бюджетом в 60 млн $ было мало. Несколько исправили плачевную картину международные сборы, добавившие в копилку 60 млн $, но об окупаемости в прокате и речи быть не могло. Напомню, что для того, чтобы окупиться в прокате, картина должна как минимум собрать сумму, превышающую бюджет в два раза.
Критикам фильм тоже не понравился. Сюжет показался им недостаточно напряженным, а также происходящему на экране, по их мнению, не хватало зрелищности. Ну и игра Брюса Уиллиса, как отмечалось выше, тоже подверглась разносу. Впрочем, стоит отметить, что «Золотую малину» в 1999 году Уиллису присудили сразу за три фильма: «Меркурий в опасности», «Армагеддон» и «Осада». Все три вышли в 1998 году. Возможно, что критики и публика просто пресытились тогда актером, как у нас это было с Безруковым, Козловским и Петровым.
Хотя сейчас оценка на imdb.com вполне вменяемая – 6,2, что говорит о том, что спустя время картина нашла своего зрителя (на Rotten Tomatoes, правда, оценки низкие и сейчас). На «Кинопоиске» рейтинг 6,9, что опять-таки подтверждает мои слова о том, что в целом мы ценим американское кино 80-х и 90-х больше, чем сами американцы.
Я искренне не понимаю высоких оценок, которые ставят таким фильмам, как «Черная пантера» или «Пятеро одной крови», как не могу понять и нападок на «Последнего киногероя» или «Меркурий в опасности». И, кстати, не уверен, что сейчас бы, в эпоху оголтелой толерантности, критики посмели громить только что вышедший фильм с героем-аутистом.
Простите, что немного отхожу от темы, но я заметил интересную тенденцию. Если фильмы 80-х и 90-х наш зритель ценит выше, чем американцы, то нынешняя продукция Голливуда, напротив, часто не находит у нас понимания. Может, просто наелись?
Для меня «Меркурий в опасности» был и остается великолепным представителем жанра экшен-триллера с тематикой «спасение важного свидетеля». Брюс Уиллис здесь в своем фирменном амплуа – потрепанный жизнью клон Макклейна, готовый несмотря ни на что гнуть свою линию. Алек Болдуин – прекрасный главный мерзавец, а Линдси Гинтер – идеальный свирепый подручный.
Впрочем, сам Уиллис наставал на том, что фильм не боевик, а скорее психологическая драма. И с ним трудно не согласиться. К концу девяностых классический боевик а-ля «Рэмбо» уже почти изжил себя, сойдя с первых строчек бокс-офиса куда-то в категорию «сразу на видео». Кинопроизводители это понимали, а потому фильмы становились условно более реалистичными, а герои-одиночки более уязвимыми. Впрочем, этот тренд сам Уиллис когда-то и задал, снявшись в «Крепком орешке».
«Он потерял веру в ФБР, - рассуждает о своем герое Уиллис, - и ему действительно не за что держаться, пока он не найдет то, что ему нужно сделать, а именно помочь этому 9-летнему мальчику».
Алек Болдуин сыграл в фильме из-за договорных обязательств перед студией «Юниверсал». Ранее он отказался от одной роли в картине студии, но подписал контракт, по которому был обязан сыграть в какой-либо картине в дальнейшем. Этой картиной и стал «Меркурий в опасности». А еще «Меркурий в опасности» стал вторым фильмом Болдуина с режиссером Гарольдом Беккером. Первым был «Готова на все» (1993). Интересно также, что Болдуин и Уиллис вновь появятся вместе на экране спустя более 20 лет в фильме «Сиротский Бруклин».
На момент съемок «Меркурия» кинокарьера модели Ким Диккенс шла в гору, она была буквально нарасхват. В этом же году вышли еще две ее картины: «Нулевой эффект» и «Большие надежды». Диккенс вспоминала, что Уиллис держался на съемках особняком.
«Работа с двумя такими тяжеловесами (Уиллис и Болдуин - прим. авт.) была приятным опытом, - вспоминает Диккенс. - Брюс очень хорош в фильмах такого типа - это его дело. Он также очень серьезен, многое держит в себе, потому что люди всегда пытаются подобраться к нему с его славой».
Впрочем, большую часть своей карьеры Ким продолжила играть роли второго плана, хотя ролей таких было и много. На данный момент любители зомби-сериалов могут увидеть Ким в «Бойтесь ходячих мертвецов».
Отца мальчика Саймона сыграл Джон Линч, мелькавший на вторых ролях в огромном количестве фильмов, а еще на канале «КиноФайлы» публиковалась заметка про девятый сезон «Американской истории ужасов», где актер сыграл одну из ведущих ролей.
«Американская история ужасов: 1984»: признание в любви к «дурновкусию» 80-х
И, конечно, отдельно стоит отметить великолепную игру Мико Хьюза, который заслуженно получил приз за свою роль. Мико Хьюз, несмотря на юный возраст (тогда ему было 11 лет), к моменту съемок «Меркурия в опасности» уже имел за плечами солидную фильмографию, да и наблюдательному отечественному зрителю парнишка был знаком. Дебютировал Хьюз в экранизации «Кладбища домашних животных» (1989) Стивена Кинга в роли мальчика Гейджа. Парню тогда было всего 3 года.
Потом его можно было наблюдать в «Детсадовском полицейском» с Арнольдом Шварценеггером, седьмой части «Кошмара на улице Вязов» и «Аполлоне 13». Помимо перечисленного, была еще дюжина других ролей в кино и на телевидении. Но, по признанию актера, ни к одной роли он так серьезно не готовился, как к роли мальчика-аутиста в «Меркурии».
Для того, чтобы войти в роль, Мико провел много времени в непосредственном контакте с детьми с синдромом аутизма в спецшколе. Мико помогал Беннетт Левенталь, глава отделения детской психиатрии в Чикагском университете, который потратил шесть недель на обучение юного актера. В итоге Левенталль остался доволен результатом своих трудов, когда увидел фильм. Он похвалил актера, отметив, что поверил Мико. Лишним подтверждением этих слов является тот факт, что Мико Хьюз в год выхода картины вновь сыграет аутичного ребенка в одной серии «Спасателей Малибу».
Для Брюса Уиллиса опыт взаимодействия с Хьзом был чем-то новым. Актер вспоминал: «Во многих сценах с Мико Хьюзом не было диалога, никаких компромиссов, все было в тишине, что заставило меня сосредоточиться на поведении, а не на словах».
Мико с теплотой вспоминает съемки фильма. Много ли детишек могли похвастаться тем, что дурачились на съемочной площадке с Брюсом Уиллисом и Алеком Болдуином? Мико вспоминал, что у Алека Болдуина был гольф-карт, на котором он перемещался по территории студии. Однажды Мико решил подшутить над Алеком и Брюсом, проезжавшими мимо – он бросил в них надувной шарик, наполненный водой. Актеры в долгу не остались, обрызгав на следующий день Мико. Шутливая война продолжалась несколько дней.
Сами съемки проводились в период с 27 мая по 17 октября 1997 года преимущественно в Чикаго в Гайд-парке, а также в Стёрджисе (Южная Дакота), Вашингтоне и в павильонах студии «Юниверсал» в Калифорнии. Финальную сцену на крыше снимали в павильонных декорациях, а вертолет был подвешен в воздухе на тросах.
«Ну, я старею, трюки даются мне немного сложнее, - делился впечатлениями Брюс Уиллис. - Мне пришлось поработать с некоторыми действительно хорошими актерами, с одним из моих приятелей Алеком Болдуином. В конце фильма на крыше меня немного побили, но теперь я в порядке».
Завершая обзор, отмечу, что картина «Меркурий в опасности» достойна просмотра, особенно если вам нравится Брюс Уиллис, у которого в последнее время, увы, все меньше хороших ролей, или просто любите голливудское кино девяностых.
Спасибо, что дочитали до конца. Если статья Вам понравилась, можете ознакомиться с подобными обзорами других классных фильмов девяностых и восьмидесятых (ссылки представлены ниже). И, конечно, ждите новых обзоров олдскула!
Боевики 80-х и 90-х: истории создания и интересные факты
«Одинокий волк Маккуэйд» (1982)
«Экшен Джексон» (1988)
«Коммандо» (1985)
«Пассажир 57» (1992)
«Патруль времени» (1994)
«Внезапная смерть» (1995)
«Ливень» (1998)
Интересные подборки:
Ураганные боевики: экшен на фоне природных катаклизмов
Клоны «Крепкого орешка»
Боевики 2020 года. Обзор #1
Ставьте лайк, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!