Мы все помним, каким целомудренным был советский кинематограф. В этом смысле он не мог конкурировать только с индийским кино. У нас сцены, где показывали обнаженные натуры, можно перечислить по пальцам. Мужчин, извините, спереди не показывали никогда. Только, как Леонова, сзади.
От советского режиссера требовалось много смелости и настойчивости, чтобы доказать, что сцена в режиме "без одежды" необходима в фильме и является логичным продолжением сюжета.
У нас больше в постели обсуждали производственные темы. Или беседовали на отвлеченные темы. Вспомним "Бриллиантовую руку". Муж не был дома несколько недель. Чем они заняты:
Жена спрашивает:
- Сеня, а ты Софи Лорен видел?
- А "Кока-колу" пил?
А потом наступила "перестройка". Свобода хлынула сначала на страницы газет и затем пришла в кинематограф.
В 1989 году режиссер Валерий Рубинчик снял фильм "Комедия о Лисистрате". К шедеврам это кино не отнесешь. Но, в свое время, фильм шокировал зрителей. Рубинчик побил все рекорды по количеству раздетой натуры в кадре.
Литературная основа "Комедии о Лисистрате" - пьеса древнегреческого автора Аристофана. По сюжету пьесы, женщины устали от бесконечных войн, которые вели их мужья и, в знак протеста, отлучили воинов от себя.
А потом прекрасный пол заперся в непреступной крепости Парфенон и поклялся, что мужчины больше до них не дотронутся.
Фильм сегодня почти забыт. Но знаменитый пробег Ольги Кабо многие помнят. Да, кстати, сзади актрисы блестяще бежал Константин Райкин. И из одежды на нем не было даже "фигового" листа. Но Райкин как-то зрителей не впечатлил.
Сейчас только мне в голову пришла мысль, что если бы за Кабо бежал не Райкин, а обнаженный Атлант (кто в то время мог это сыграть?), то сцена могла войти в историю и мирового кино.
В 1989 году зритель уже многое смотрел. Во многих городах появилось кабельное телевидение. Там и не такое показывали.
Но забег Кабо все равно стоит особняком.
Я не могу в статью включить ссылку на это видео. Боюсь попасть под запретный контент.
Я "Комедию о Лисистрате", конечно, видел в кинотеатре. Тогда мне было чуть больше 20 лет.
Впечатлило.
А вот сегодня, для написания статьи, посмотрел еще раз.
Главная моя мысль такая: сцена, навсегда изменившая отечественное кино, смотрится достаточно невинно и целомудренно. Райкин только портит всю картину. А еще, да не посчитают меня читатели пошлым, мне показалось, что девушка, которую играет Кабо, бежит и думает:
Не быстро ли я бегу.
Она не убегает, а заманивает.
Можно вспомнить, что Ольге Кабо на момент съемки был 21 год, а Константину Райкину 39. Константин Аркадьевич уже был Заслуженным артистом РСФСР.
Кстати, впоследствии Райкин неохотно отвечал на вопросы журналистов, касающихся подробностей съемки этой сцены. Он даже придумал "легенду", что режиссер его обманом заставил сниматься.
Ольга Кабо тоже рассказывала об этом эпизоде без большого восторга:
- Была перестройка. Режиссёры бросились раздевать актёров. Их буквально прорвало на обнажёнку. У меня к тому моменту уже было несколько любовных сцен. Но я всегда понимала, что в кадре не я, а мои героини.
Прошло уже более 30 лет с момента выхода фильма на экран.
Свобода - это, конечно, хорошо. Но, как оказалось, зрителям ближе то советское кино, где была цензура, но и держалась высочайшая планка художественности.
Мы с сожалением понимаем, что в СССР снимали настоящие шедевры. А нынешним режиссерам этого уже не достичь никогда.
Кстати, Ольга Кабо и сегодня выглядит замечательно.
Она не стала культовой актрисой целого поколения. Ее слава так и осталась в конце 80-х начале 90-х. Но в историю отечественного кино она, все-таки вошла. Дерзко и очень смело.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал. КИНО ВОЯЖ и не только.