Всегда поражалась умению простых смертных вещать от имени Создателя. Да кто ж вам позволил? Неужто Сам Всевышний рукой водил вашей ? Сомневаюсь. Очень сомневаюсь.
О, если б я действительно был простым смертным, скольких мук не знал бы я в жизни ! Конечно, были бы другие муки, ведь страданий здесь никто не избегает — ни простые смертные, ни непростые, — и всё-таки мне было бы намного легче уже только потому, что я не знал бы, что́ значит бремя Богоизбранности, кошмар невидимого одиночества, жизнь вдали от родного племени, тяжесть существования среди простых смертных. Ведь простые смертные — это не значит плохие люди, нет, много простых людей хороших, добрых, трудовых, дельных, серьёзных, ответственных, преданных, но они ничего не знают, кроме того, в чём нет у них сомнений, и меня в их списке нет, я в вечном сомнении у всех, потому что соединён с Тем, Кто в вечном сомнении у всех: то в Него верят, то сомневаются в Нём.
*
Когда б я в самом деле был обычным смертным, то не будил бы тягостных сомнений, ни тёмных подозрений, ни недоверий, ни удивлений. Я жил бы так, как живут простые смертные, и никто не обвинял бы меня в гордыне, высокомерии, зазнайстве, дьявольском самомнении, самозванстве и проч. Всё горе только в том, что простые смертные ничего не знают, кроме смертного, и когда в их жизнь приходит бессмертное, они и его норовят превратить в понятный им тлен.
*
Ты только поразмысли: ка́к легко, ка́к просто, ка́к несложно сомневаться. Не нужно ни труда, ни напряженья, ни тягостных усилий, ни ума. Сомнение — не плод работы, не результат борьбы, сомнение — не подвиг, подвиг — вера, которая, чтобы остаться верой, должна всю жизнь с сомненьями бороться и никогда не сметь их обнаружить, ибо лишь тень, мелькнувшая в глазах, похожая на помысел сомнений, способна оскорбить взаимную любовь, иль пошатнуть начавшуюся дружбу, или сломать обитель братства, оказавшись, в конце концов, недостойной высоких, благородных, чистых отношений.
*
Сомнение — дитя простого страха, страха оказаться в дураках, поверив разуму; страха стать посмешищем, пойдя за сердцем; страха остаться в одиночестве, найдя истину. Сомнение — это страх. Вера — это бесстрашие. Только вера, не думая о последствиях, ведёт к знанию, только доверчивость приводит к убеждению, только простодушие узнаёт правду. Сомнения ведут лишь в стойло, где всё сегодня так же, как вчера и нет нужды дерзать, лететь, бороться, отваживаться, рисковать, решаться.
*
Ка́к можно знать, поверить или нет, когда всё то, что́ сто́ит веры, скрыто и требует лишь веры, чтоб открыться и в область знанья перейти навеки.
*
Не нужно ничего на веру принимать, ведь вера нам дана не для того, чтоб мы всю жизнь в пелёнках оставались, а чтобы, веря, шли к вершинам знаний, на основании которых могли б служить любви и благу Мирозданий. Нет смысла только верить, верить, верить, а нужно проверять и убеждаться. А чтобы убеждаться, мы должны бороться с страхом попадать в беду. Ведь убеждения слагаются из бед, без бед вовек не будет убеждений. Не бед страшится нужно, а сомнений: благодаря невзгодам мы растём; благодаря сомнениям сгниваем.
*
Не нужно верить, нужно проверять. — Но ке́м, скажи на милость, должен я всё то, что́ встречу в жизни, проверять: собой или другими ? Да и кого, ответь мне, проверять: себя или других ? А главное, зачем мне проверять: чтобы спасти себя иль всем явить спасенье ? Сомненье — это часто преступленье.
*
Коль кто-то ничего на веру не приемлет, а хочет разобраться до конца и отыскать всю сумму подтверждений словесным заверениям людей, и все предположения свои, соображенья, мненья и тревоги развеять и к покою привести, заране ничего не отрицая и не утверждая, — это прекрасно, но пусть он сам, своей — своею(!) жизнью доказывает ложность или истинность услышанного или предложенного, а не ждёт, чтоб это сделали другие.
*
Но верить всё равно всегда придётся в то, что́ во тьме духовной остаётся. Без чистой веры шагу не пройдёшь и знания вовек не обретёшь.
*
Сомнения не красят человека, коль их рождают страхи за себя.
*
Верить прекрасно и не верить прекрасно, — только б не погрязнуть в болоте сомнений.
*
Сомнения, в конце концов, приводят к стыду и угрызениям Совести. Вера таких плодов не знает.
*
Сомневаться — это бездействовать, а бездействовать можно недолго, ровно столько, сколько позволяют обстоятельства. Но ни одно обстоятельство не позволит сомневаться всю жизнь.
*
Во что́ обычно верят люди ? В то, что́ не требует серьёзных, тяжких жертв. И верят ведь не потому, что ищут-ищут правду, а потому что вкруг предмета веры толпится большинство, а значит верят в коллектив, в толкучку, в массу, а не в истину. Всё, что́ выходит за пределы мнений большинства, всегда покрыто тьмой сомнений.
*
Где видели вы подвиги сомнений ? Лишь подвиг веры в памяти всегда. Лишь тот, кто верит, должен рисковать всем, что́ имеет или мог иметь бы, лишь он решается пойти на то, что́ большинству людей непостижимо, но тем не менее необходимо. Так — сколько раз, пока растёт ребёнок, приходится трудиться за него и делать для его нужды и жизни то, что́ ему неясно, безразлично и кажется совсем, совсем не нужным. А большинство людей — разве не дети, которые не могут понимать, что́ делает для них Пророк, Отец, Избранник, куда ведёт их Сильный, Старший, Зрячий. Он многого и сам не понимает, но знает, что послушность нам нужна и в том, что́ нам понятно, и в том, чего понять нам не дано.
*
Если тебе в сомнениях спокойней, то оставайся в них, мой дорого́й, я обойдусь без твоей хлипкой веры, я уж давно привык не полагаться на жалкие способности людей бороться с тьмою тягостных сомнений.
*
Единственно, что́ требует сомнений — мы сами с кучей наших подозрений.
*
Единственно, в чём нужно сомневаться, так лишь в себе самом. То, что́ всего опаснее, — мы сами — рождает в нас меньше всего сомнений.
*
Вера спасает братские отношения. Сомнение спасает выгодные отношения.
*
Сомнения требуют смелости только в одном случае: когда их приходится обнаруживать относительно общепринятых мнений, традиций, верований, суеверий или общего безумия.
*
Сомневаться нужно только в своём мнении относительно другого человека, — именно это спасает от ошибки.
*
Вера обязывает, сомнения извиняют.
*
Простые сомневаются трусливо,
А непростые веруют и рвутся
И строют то, что́ им велит их вера,
И жертвуют собою до конца.
Когда б они вниманье обращали
На то, что́ говорят о них простые,
Когда б они руководились мненьем
Тех, кто во всём сомненьями стеснён,
Они своей бы сути изменили
И хуже сомневающихся были.
Ты думаешь, я жажду, чтобы ты
Во мне не сомневалась ? — Дорогая,
Сомнения вредят тебе — не мне,
И если я тебе желаю веры,
Бесстрашия, надежды и любви,
То не для тёмной выгоды моей,
А ради блага всех простых людей.
Коль есть слепая вера на Земле,
То и сомненья могут быть слепыми.
Поэтому всё дело в слепоте,
А для слепого будут все — не те.