Найти тему

Как научить ребенка читать

Оглавление

С ростом ребенка увеличивается количество его знаний и умений. Малыш знакомится с формой предметов, их цветом, учится разговаривать, ориентируется в цифрах и буквах. Приходит пора для обучения его чтению, но не всегда родители понимают как лучше это сделать и с чего начать.

Какие методы

На сегодняшний день практикуется большое количество различных методик обучения, рассчитанных на самостоятельные занятия родителей с ребенком. Это кубики Зайцева, бархатные буквы Монтессори, метод Домана и многие другие. Существуют и специальные курсы для малышей, где с ними занимаются опытные специалисты.

Когда начинать

У родителей часто возникает вопрос, в каком возрасте ребенок лучше всего воспримет обучение чтению. Раньше к процессу обычно приступали со школьной скамьи, сегодня подход к этому изменился, и сроки значительно сместились. Чтобы определить подходящее время для конкретного малыша, следует обратить внимание на следующие факторы:

· хорошо ли ребенок владеет речью;

· понимает ли значение слов;

· насколько быстро формулирует предложения;

· знаком ли с основными направлениями движения: право-лево, низ-верх.

· Часто дети сами проявляют повышенный интерес к книгам, родителям лишь остается посодействовать в их освоении.

Полезные советы

Специалисты рекомендуют прислушаться к советам, которые помогут крохе познать прекрасный мир литературы:

1. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к занятиям, прививая таким способом любовь к чтению. Подобный подход заранее обречен на неудачу. Прежде всего следует заинтересовать малыша, читая ему сказки, раскладывая в доме книги с красивыми картинками. Важно и самим читать литературу, чтобы наглядным примером показать собственную заинтересованность. Ведь дети часто копируют поведение своих родителей.

2. Не стоит показывать ребенку буквы прежде чем он научится произносить звуки. Детям бывает трудно понять, что буква "эм" и звук "м" - одно и то же, и что в слове "мама" нужно произносить не "эм", а "м".

3. Следует обучать ребенка слогам и даже целым словам, поскольку они усваиваются намного легче, чем буквы, которые не всегда сразу понятны начинающему ученику. Нужно показывать ему букву в целом слове или использовать карточки со слогами, по которым малыш будет складывать слова.

4. Полезно как можно чаще повторять выученный урок, закрепляя его в памяти крохи. Но преподносить это желательно в форме игры, т. к. дети не всегда принимают способ тестирования.

5. Идти рекомендуется от простого к сложному, сначала научив ребенка звукам, потом чтению по слогам, складыванию их в слова. Чтобы знания в детской голове не путались, не стоит спешить с новым уроком, а давать информацию дозированно.

6. Начинать надо с простых слов, которые легко произносить, например: ма-ма, па-па. Затем можно добавлять к слогам букву: до-м, ма-к, ко-т.

7. Самые трудные буквы, такие как "й", твердый и мягкий знаки, лучше оставить напоследок. Можно составлять небольшие простые предложения: мама мыла Машу.

8. Продолжать обучение необходимо в любую свободную минуту. Например, во время прогулки неплохо читать вывески, рекламу на щитах. При этом категорически нельзя ругать ребенка, если у него не получилось прочесть то или иное слово.

9. Пожалуй, самым лучшим способом обучения является игра. Родители могут придумать свой игровой вариант, например, приобрести кубики, из которых малыш будет складывать слова или просить его найти в предложении отдельную букву.

10. Есть и другие способы заинтересовать детей, показывая им красочные поздравительные открытки от близких, письма и записки. Современные дети отлично обучаются с помощью интерактивных игр, где можно отправиться в увлекательное путешествие по стране знаний, где добрый волшебник показывает буквы, которые чудесным образом складываются в слова и предложения, помогающие юному читателю подняться на самую вершину знаний.

11. Хорошим стимулом считается чтение вслух на скорость, когда малыша просят в течение минуты прочитать небольшой текст, а потом считают количество слов. Желательно завести специальный дневник, записывая в него ежедневные успехи, за которые давать небольшой поощрительный презент.

12. Помогает и такой простой элемент, как закладка, закрывающая прочитанные слова, благодаря чему не будет путаницы, и малыш сможет быстрее сосредоточиться на прочтении следующего слова.

13. Очень важна регулярность уроков, которым желательно уделять хотя бы несколько минут в день. Нельзя забрасывать занятия даже в том случае, когда родителям кажется, что ребенок уже освоил чтение.

Заключение

Основными условиями правильного обучения малыша чтению является доброжелательность и терпение. Родители не должны раздражаться и кричать на ребенка, если у него долго не получается запомнить слово или букву. Такой подход может только замедлить процесс обучения или надолго отбить охоту к чтению.