Во второй день пребывания в Старой Руссе ближе к вечеру отправился на прогулку в одиночестве. Товарищи по путешествию, утомившись за день, разошлись по номерам. От гостиницы Полисть в быстром темпе пробежал по улице Тимура Фрунзе мимо Троицкой церкви (к ней я, надеюсь, когда-нибудь вернусь и подробно поговорим). По улице Крестецкой до здания политехнического колледжа. Затем дворами до Георгиевской улицы. Слева глаз зацепился за вывеску: «Старорусские бани».
Вывеска призывно манила посетить дровяную баню, основанную до 1917 года. Уставшие ноги печально вздохнули, понимая, что сегодня им ничего, кроме душа в номере, не обломится. Это, в смысле душ, я им обещал твердо. Где-то у основания языка возник вкусовой мираж, словно в рот льется прохладное свежее пиво. Не знаю, рассматривает ли наука вкусовые миражи, но ощущение было настолько реальным, что желудок, приготовившись принять в себя поток живительной влаги, исходящей мелкими пузырьками, не получив ее, обиженно хрюкнул и мстительно наградил серией спазмов.
Дальше по Георгиевской улице без особых впечатлений.
Дом из желтого кирпича внес приятное разнообразие. Хотел проявить свою эрудированность по поводу желтого кирпича, но попытавшись уточнить детали, понял, что в кирпичах я полный профан.
На перекрестке наткнулся на камень с плитой из черного мрамора. При современных технологиях, поручиться, что это мрамор, я не могу.
Надпись на доске: « Мы помним историю города». И текст, повествующий, что на этом месте стоял дом священника Иоанна Румянцева, в котором в 1822 году жил и работал над романом «Бесы» Ф.М. Достоевский. То есть, я оказался в самых «достоевских» местах. И камень этот лежит перед витязем (витязь на сегодня — я) на распутье. Направо пойдешь - на набережную Достоевского попадешь. А там и музей романа «Братья Карамазовы», и Дом-музей самого писателя не так далеко. Прямо пойдешь, к церкви Георгиевской придешь, а подале и к Церкви Мины Мученика, которую Федор Михайлович непременно посещали. Ну, и налево… Известное дело: «Каждый мужчина имеет право налево». Если честно, то налево можно было замкнуть круг и вернуться в гостиницу. Другие же направления вели прочь от постоялого места, внося неопределенность в протяженность маршрута, не суля ничего хорошего ступням, начинающим высказывать свое недовольство.
На угловом доме табличка Ул. Сварога. Чем-то древним пахнуло из глубины веков. В голове мелькнула мысль, но думать сразу я ее не стал. Пошагал по Свароговой улице. Дом из силикатного кирпича, зеленый штакетник, еще один желтый кирпичный забор, магазин автозапчастей «Движком». Свободное пространство. Писательский сквер. В сквере Федор Михайлович Достоевский.
За Федором Михайловичем купола Никольской церкви. Но это уже по улице Красных Командиров.
На большинстве памятников Достоевский изображен сидя в такой глубокой, печальной задумчивости, что хочется сесть рядом и впасть во вселенскую скорбь. Впрочем, в Омске Федор Михайлович изображен в рост, но тоски на душе от этого не меньше. Памятник открыт 11 ноября 2001 года, в день 180 летия со дня рождения. Средства на установку жертвовали горожане, церковные приходы, местные предприятия и частные предприниматели. Памятник изготовлен скульптором Вячеславом Клыковым. Скульптором с внушительными заслугами. Лауреат Государственной премии СССР, Народный художник Российской Федерации. Был президентом Международного фонда славянской письменности и культуры, председателем возрожденного Союза русского народа.
Подробно с памятниками Ф.М. Достоевскому в России и зарубежом можно ознакомиться на сайте посвященному писателю в статье «Памятники Достоевскому Ф.М.»
Из представленных в статье скульптур выделяется памятник Леонида Баранова в Баден-Бадене. Этакая «девочка на шаре». Даже не на шаре, а на резиновом тренировочном мячике. Заставив балансировать писателя босиком на столь зыбкой основе, скульптор пытался выразить неустойчивость его жизни. А в городе Висбаден установлен бюст Достоевскому и вовсе не за писательский труд, а за то, что он спустил в местном казино все свои деньги. Тот еще шалун.
Памятник в Старой Руссе считают одним из самых лучших изваяний великого русского писателя.
Установку памятника комментируют и на сайте «Заповедник» в статье «Публицист Максим Горюнов о перекрестке Сварога и Красных Командиров». После описания избы на углу указанных улиц, трагического случая с жильцом-алкоголиком, сгоревшим вместе с домом по пьяному делу, похождений шпаны, обитавшей на пожарище, Горюнов выдает резюме: «Потом избу разобрали на бревна и распилили на дрова, убрали остатки забора, выровняли грядки, положили плитку и установили памятник Фёдору Михайловичу Достоевскому, жившему в Старой Руссе во время написания «Братьев Карамазовых». Певец черносотенного упоения сидит в кресле и задумчиво смотрит на место, где заживо сгорел сильно выпивавший русский человек». А вот и бесы. Не ждали?
Дальше по улице, с левой стороны, потянулся ряд одноэтажных деревянных домов. Можно сказать, типовой застройки. Фасад в три-четыре окна обшит вагонкой. Выкрашены в традиционные цвета: зеленый или синий, выгоревшие за несколько лет под дождем и солнцем. В ряду примостился бревенчатый дом необычной конфигурации.
Приземистый, в два широких окна, с дверью посредине. Такой скат крыши, мне кажется, больше характерен для финских построек. Ворота с крышей на двух столбах. Это частный музей «Усадьба средневекового рушанина». На территории реконструкция типичной средневековой усадьбы: дом, амбар, баня и, конечно, солеварня. Куда же рушанин без варни? Солеварня действующая, можно проследить весь процесс выварки соли.
Ага, во дворе на доме скаты крыш круче. Это уже по нашему. Музей позиционирует себя как музейно-туристический и научно-образовательный центр. Подробней к музею постараюсь вернуться в отдельной статье.
И, наконец, улица упирается в ворота Курортного парка. На сегодняшний день Старая Русса известна за пределами Новгородской области, в основном, славой своего курорта, где лечат грязями и минеральными водами. Вход на территорию парка, если вы не отдыхающий, платный. Сегодня 50 рублей. Пенсионеров по пенсионному удостоверению пускают без денег. По парку мы с вами тоже еще погуляем.
По минеральной улице быстренько-быстренько в гостиницу. Вот, теперь-то, можно подумать мысль, посетившую при взгляде на табличку с названием улицы.
Конечно, конечно, кто ж этого не знает, особенно заглянув в Википедию, что Сварог верховный бог в славянском пантеоне.
Это он создал землю, он нашел камень Алатарь и давай его лупить своим кузнечным молотом. Дети Сварога: Перун, Лёля, Жива, Морена, Лель и Полель - боги, ведающие всеми проявлениями природы. От рождения до смерти всего сущего. В числе детей значится и Даждьбог — повелитель летнего солнца, прародитель славян. Честно сказать — как-то через раз. То в списке, то нет. Когда нет, то и слов про него нет. Из искр от ударов о камень Алатарь родились Смергал — бог первого огня и Стрибог — повелитель ветра. Сварог— бог творец. Трудится в своей небесной кузне, придумывает всяческие новшества. Чтобы люди не умирали с голоду, одарил их огнем, сбросил на землю плуг. Чтобы было чем отбить ворогов -секиру, меч и палицу. Научил кузнечному делу, делать творог и много еще чему. Слово «сварганить», считается происходит от его имени. Бьет Сварог молотом о камень Алатарь, летят в стороны раскаленные искры. Кому в сердце попадет такая искра, быть тому творцом. Суждено стать ему рядом с богом и трудиться на общее благо. Людям вдумчивым, творческим, трудолюбивым, ответственным покровительствует бог Сварог. Сам такой.
Рушане посмеются надо мной. Сварог Василий Семенович — русский, советский художник. Родился 5 (17) марта 1883 года в Старой Руссе. И будут правы. В его честь получила свое название улица. Выше упомянутый «публицист» Горюнов выдает и здесь свой перл: «Сварог – псевдоним малоизвестного старорусского художника Василия Семёновича Корочкина. Художник был идейный коммунист, друг Ильи Репина. После Октябрьской революции с успехом рисовал Ленина, Маркса, Урицкого и Маяковского. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище, рядом с титулованными советскими литераторами и высшими партийцами. От него в городе осталась название для вечно сырой и слякотной улицы с косыми заборами и низкими деревянными домами». Так, да не все так. Позабавило через запятую: идейный коммунист и друг Ильи Репина. В одном политическом кружке, наверное тусовались. Кстати, что Сварог был коммунистом, мне нигде не встречалось. Как-то не очень бьется: малоизвестный друг Репина похоронен на Новодевичьем кладбище. Друг Репина, рисовал Ленина, Маркса, Урицкого и Маяковского. Очень уж исчерпывающе звучит этот список. А где Сталин, Молотов, Коганович, Ворошилов, Есенин? Это после революции, а до?
Илья Репин работы В.С. Сварога.
А это Сварог работы Ильи Репина. Известно, что Репин не очень жаловал кистью своих собратьев по цеху. Этот портрет редкое исключение.
Илья Репин рекомендовал Сварога в Товарищество художников-передвижников, где на передвижных выставках его работы имели большой успех.
Одновременно с художественной деятельностью В.С. Сварог занимался музыкой, играл на гитаре и пел. Ездил с выступлениями по России. Совместно с Есениным готовили концерт, где Есенин должен был декламировать свои стихи под аккомпанемент Сварога. Выступлению не суждено было состояться. Сварог, оказавшись в гостинице Англетер в роковой для Есенина день, сделал посмертные наброски мертвого поэта. Его воспоминания об этом, в какой-то мере послужили подтверждению конспиралогической версии гибели Сергея Есенина.
Возвращаясь к музыкальным занятиям, отметим - на вопрос, что для него важнее, живопись или музыка, отвечал:«Во-первых, я художник, но я одинаково страстно люблю музыку и пение. Я не представляю себе жизни без этих трёх искусств. Если я когда-нибудь буду лишён одного из них, если равновесие будет нарушено, я, наверное, перестану быть художником».
Во время первой мировой войны Сварог создал ряд произведений на батальные сцены, выпускались открытки с его работами о войне. В работах художника нашли свое отражение и гражданская, и Великая отечественная войны. За свою деятельность в годы Великой Отечественной войны награжден Орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
В 30-е годы создал много работ, посвященных деятельности политбюро и, конечно, И.В. Сталину. Наиболее часто упоминается его полотно: «И.В. Сталин и члены Политбюро среди детей в ЦПКиО им. М. Горького». Не будем и мы уклоняться от этой традиции.
В республике Конго в 2012 году в серии «Шедевры Третьяковской Галереи» выпущена серебряная монета с изображением этой картины. Номинальная стоимость — 240 франков.
В своих работах Сварог, на мой взгляд, искренне романтизировал этапы жизни молодого советского государства.
О творчестве В.А. Сварога выпущена книга Соколов В. А.»Художник Сварог.».— Л: Лениздат, 1986.— 189 с.—10 000 экз.
Подробную статью о жизни и творчестве художника «Сварог создавал миф о Стране Советов» можно посмотреть в публикации Натальи Швед.
Наберите в поисковике Сварог художник и в разделе "Картинки" увидите многие его работы.
Картины В.С. Сварога хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Центральном Доме Советской Армии, Государственном историческом музее и других музеях России и за рубежом.
Сварог родился в крестьянской семье. С ранних лет стремился рисовать. На собранные по подписке деньги, после окончания училища, смог продолжить образование. В тринадцать лет поступил в Центральное училище технического рисования Штиглица в Петербурге.
На фотографии дети, занимающиеся творчеством. Скульптурное оформление фонарных столбов у входа в училище на Моховой улице в Санкт-Петербурге (это про училище, не про Сварога).
На третьем году обучения, перед очередным экзаменом, подготовил картину на тему: «Бог небесного огня Сварог». Картина понравилась. Экзаменаторы поинтересовались, не смотрелся ли он в зеркало, когда писал бога. "Точь в точь на тебя похож". Прозвище приклеилось. Товарищи стали называть его Сварогом. позже Василий Семенович Корочкин взял себе псевдоним «Сварог». Так что улица Сварога, все-таки, названа в честь славянского бога. Несомненно, в сердце маленького Васи попала искра от камня Алатарь.
В 1919 году, вернувшись в Старую Руссу, Сварог занимается культурно-просветительской деятельностью. По его инициативе открыт первый в Старой Руссе музей, где организована картинная галерея. Ей-то и завещал художник около 200 своих работ, которые экспонируются в залах музея. По его инициативе создан самодеятельный хор, оркестровый кружок, художественная студия для подростков.
Сретенская церковь Спасо-Преображенского монастыря, в которой располагается картинная галерея.
В.С. Сварог на Всемирной выставке в Париже в 1925 году получил серебряную медаль за альбом «9 января».
Умер В.С. Сварог в Москве в 1946 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Памятник на могиле художника создан Николаем Васильевичем Томским, скульптором-монументалистом. Рушанин Томский занимался в кружке Народного дома, в организации которого активно принимал участие В.С. Сварог. Именно по его совету Томский занялся лепкой и стал впоследствии знаменитым скульптором с длиннющим послужным списком. Томский — Народный художник СССР, Герой социалистического труда, Лауреат Ленинской, пяти Сталинских, Государственной премий. Памятник В.И. Ленину в Старой Руссе подарок скульптора городу. И к нему залетела Сварогова искра.
Если Вас заинтересовал город Старая Русса предлагаю подняться на водонапорную башню, посетить Царицынский источник. Как обещал, приглашаю на прогулку в Куротный парк. Кто хочет, может ознакомиться с православными храмами Старой Руссы или посетить городские музеи.
Подписываемся и не забываем ставить лайки, раз уж дочитали. :)
Фотографии, автора использованные в статье, размещены в портфолио на сайте фотобанка Лори.
https://lori.ru/Blink?ref=2106
Заходите.