Фильм «Шапито-шоу» уже с премьерного показа стал сенсацией. Обласканная критиками картина была номинирована на множество премий и немалую часть из них получила.
Фильм состоит из двух частей: «Любовь и дружба» и «Уважение и сотрудничество». Внутри они также разбиты на четыре самостоятельные истории: «Любовь», «Дружба», «Уважение», «Сотрудничество». Каждая подчасть — отдельная самостоятельная новелла. Общим местом действия становится Крым, тут оказались люди со своими судьбами, взаимоотношениями и конфликтами. Если говорить о живописной составляющей, то сюжетные перипетии киноленты обрамлены крымскими пейзажами.
Жанр «Шапито» можно определить как трагикомедию. Однако каждая отдельная его часть несет в себе черты разных жанров. Первая — «Любовь» — мелодрама, вторая — «Дружба» — молодежная комедия «с примесью вестерна и индийских фильмов», как выразился сам Лобан. Третья новелла, «Уважение», сделана как психологическая драма, а последняя, «Сотрудничество», — в духе фильмов про рок-звезд.
Каждая часть картины — это как отдельный фильм со всеми традиционными композиционными приемами: завязка, кульминация и развязка. Но этот пазл не так прост, как может сначала показаться. Каждая история является фрагментом одной большой общей метаистории, в которой все действующие лица и их судьбы сходятся постепенно, ненавязчиво, предоставляя каждому герою свою «минуту славы».
Во всех частях присутствует мотив противоборства двух «миров». Так, в первой — закрытый, внутренний мир социально аутичного героя Алексея (Киберстранника) находится в оппозиции к реальному миру героини Веры. Во второй — глухой певец Лёша попадает в компанию физически полноценных ребят, но условия их «дружбы» совсем не устраивают его. В третьей новелле — классический конфликт отцов и детей. В четвертой сталкиваются мир идей героя, Сережи, и простой, человеческий — в лице двойника Виктора Цоя Ромы.
К началу большого приключения каждый персонаж сидит в футляре из комплексов и страхов — им комфортно находиться в атмосфере бездействия и жалости к самим себе. И не случайно в песне Веры поется: «Мы лишь две цифры в сети интернет». В их отношениях рушится посредничество виртуального мира, они встречаются вживую, и становятся «двумя цифрами» в мире реальном.
Ракурс здесь как раз и есть одна из важнейших составляющих этого пазла. Режиссер не скупится на повторы одних и тех же кадров, взятых с других ракурсов, и таким образом мы видим одну ситуацию с разных точек зрения, в зависимости от того, чьими глазами показывается история. Например, самый главный конфликтный момент из подчасти «Любовь» — это когда Киберстранник обвиняет Веру, говорит ей много необоснованных гадостей, а в это время на заднем плане Леша из второй новеллы «Дружба» высказывается о накипевшем Сене. То же самое — во второй части: мы видим уже с точки зрения истории Леши, и там уже Вера с Киберстранником перемещаются на задний план.
Четвертая новелла «Сотрудничество» является квинтэссенцией режиссерского взгляда на культуру и искусство: оригиналы больше не нужны, дорогу — симулякрам и эрзацам. В этом смысле весь фильм «Шапито-шоу» представляет собой эрзац-произведение: смешение разных мотивов и жанров, будь то мелодрама, вечное противоборство отцов и детей, творца и толпы — все эти бродячие сюжеты культуры соединились в одном плавильном постмодернистском котле. Потому персонажи фильма — эрзац-герои, которые разыгрывают истории из репертуара марионеточного театра.