Найти тему
Классическая ГИТАРА

Является ли современная классическая музыка в саундтреках столь же хорошей, как и старая (Моцарт и так далее)?

В качестве иллюстрации к вопросу был приведён следующий пример. Видео: «Two Steps From Hell - Victory».

Однако, это вовсе не «современная классическая музыка». Это банальный и простодушный саундтрек, предназначенный для людей, которые хотят смутного ощущения, что они слышат классическую музыку, но не хотят слышать её по-настоящему.

Это не значит, что это плохо — совершенно точно. Потерпите, я объясню.

Собственно классическая музыка, музыка западной традиции в письменном наследии, включающая таких композиторов, как Палестрина, Бёрд, Букстехуде, Бах, Гендель, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Берлиоз, Брамс, Вагнер и все остальные, имеет ощущение крупномасштабной или мелкомасштабной формы, которая значительно более сложна, чем основной материал трека «Two Steps From Hell».

Это одна из причин, почему режиссёры фильмов и студии видеоигр, как правило, не используют настоящую классическую музыку в своих работах. «Настоящая» классическая музыка, сочиненная вышеупомянутыми композиторами и другими, подобными им, не может поддерживать постоянный эмоциональный фон в течение нескольких минут подряд.

Симфония Бетховена или Брамса может начинаться в одном настроении и очень быстро переходить к другому. Но в видеоигре или трейлере фильма вам нужно быть последовательными. Если вы с нетерпением готовитесь к ожесточённой битве в «Call of Duty», вы не хотите, чтобы ваш адреналин внезапно трансформироваться и испарился, когда в тревожной минорной пьесе вдруг зазвучит лирический пассаж деревянных духовых в параллельном мажоре. Последнее, вероятно, и произойдёт в настоящей симфонии, потому что это именно то, что постоянно делают композиторы.

Такие части, как Аллегретто в Симфонии №7 Бетховена, которые действительно поддерживают довольно последовательный однообразный эмоциональный фон (хотя трудно сказать точно, что это за фон), на самом деле довольно редки. И таких пьес в классическом репертуаре не так уж много. Если бы трейлеры и видеоигры ограничивались оркестровыми произведениями известных композиторов, у них был бы очень маленький пул музыки, из которого можно было бы черпать.

Поэтому вместо этого они заказывают новую музыку. При этом они могут точно указать, какого рода вещь они хотят, и как долго она должна звучать. Вообще, я был поражён, узнав, что «Two Steps From Hell» был выпущен сам по себе, как трек на альбоме.

Это не так оригинально, сложно и умно, как настоящая классическая музыка, но если бы, например, она была в трейлере или видеоигре, она, вероятно, выполняла бы свою работу более эффективно, чем настоящая классическая музыка. Я не знаю, почему кто-то хочет слушать это как музыку. С другой стороны, я вижу, как это будет эффективным сопровождением к чему-то более интересному, чем сама музыка.

Другая подоплёка вопроса может касаться предполагаемых «преимуществ» классической музыки перед какой-либо другой. Я не вполне убеждён, что они вообще реальны. Я абсолютно не верю, что классическая музыка на заднем плане будет на своём месте, если вы не обращаете на неё пристального внимания.

Есть много превосходных произведений современных академических композиторов, которые совершенно непохожи на саундтреки, но точно заслуживают внимания.

По материалам публикации (англ.).

В дополнение к вышесказанному, можно сформулировать пару «тезисов».

  • «Саундтрековая» музыка несамостоятельна, так как изначально предназначена для сопровождения некоего визуального действия и имеет утилитарный характер по своей сути. В отличие от этого, «настоящая» классическая музыка часто предназначена для специального, предельно внимательного прослушивания и таким образом, полностью «автономна».

Отсюда следует, что «саундтрековая» музыка обязательно должна быть достаточно простой по своей музыкальной форме, иначе она будет только мешать. И наоборот, «настоящая» классическая музыка должна быть достаточно сложной по своей музыкальной форме, чтобы слушатель не заснул по дороге от скуки, а само произведение имело какую-то ценность и вызывало интерес.

  • Почему «саундтрековую» музыку с удовольствием слушают и вполне автономно, покупая альбомы и скачивая аудио? Чаще всего потому, что она прямо напоминает слушателю о просмотренном фильме или пройденной игре. Реже — потому, что она напоминает слушателю об игре косвенно, стилистически.