Найти тему
Журнал «Компания»

Самые популярные махинации в сети: как распознать мошенника

Оглавление

В последние месяцы в эксперты зафиксировали сотни новых фишинговых сайтов, маскирующихся под популярные сервисы продажи и доставки товаров и услуг. Мошенники представляются сотрудниками банков, отправляют фальшивые ссылки на оплату товаров, выведывают данные карт.

Чаще всего при онлайн-мошенничествах пользователи сами передают злоумышленникам необходимые для совершения кражи личные данные.

Обмана легко избежать, если неукоснительно соблюдать несколько правил: никогда не передавать третьим лицам персональные данные, обращать внимание на названия сайтов и не поддаваться заманчивым по цене предложениям в сети.

Бдительность и внимательность позволят лишить злоумышленников шансов на победу. Главный ресурс мошенников — не их технические навыки, а человеческое доверие. Схемы обмана при этом достаточно однотипны.

Подмена страницы платежа

Представьте, что вы хотите приобрести телефон на известном сайте.

Продавец присылает вам ссылку на оплату, утверждая, что на самом сайте проблемы с кнопками оформления заказа, оплаты или доставки. Не переходите по этой ссылке и ни в коем случае не вводите там свои данные.

Лучше внимательно присмотритесь к адресу ссылки — наверняка он будет очень похож на адрес реального сайта, но все-таки будет отличаться. Причем отличие может на первый взгляд показаться незначительным: например, вместо avito.ru в ссылке будет avitopayments.ru, avito-dostavka.ru, avvito.ru.

Все это — фишинговые страницы, мошенники создают сайты, названия которых с первого взгляда максимально похожи на названия известных платформ.

Совершив оплату по такой ссылке, в лучшем случае вы не увидите ни денег, ни товара. В худшем — данные вашей карты будут впоследствии использованы повторно, чтобы списать еще больше средств.

Выманивание платежных данных

Схема хорошо известная и распространенная, но все равно на эту уловку попадаются очень многие.

Вам могут позвонить и представиться сотрудником банка. Для убедительности могут даже создать на фоне шум, похожий на офисный, и позвонить с номера 8-800… Затем скажут, что отследили попытку снять средства с вашей карты и ее нужно срочно обезопасить. Для этого попросят назвать все данные карты, включая CVV (трехзначный номер на обороте) и код подтверждения из СМС.

Никогда никому не сообщайте данные карты, CVV и коды из сообщений — даже сотрудники банка не имеют права их запрашивать. Иначе вы предоставите мошенникам все данные для снятия средств с вашей карты.

Просьба внести предоплату

Такое часто срабатывает, когда мошенники выставляют на продажу редкий или востребованный товар по привлекательной цене. Вы видите заманчивое предложение, связываетесь с продавцом, а тот дает понять, что вы — не единственный покупатель.

В качестве гарантии покупки продавец просит вас внести предоплату (как правило, это часть общей суммы, но иногда просят и 100 % предоплаты).

Вы переводите деньги, и на этом все заканчивается. Продавец исчезает из поля зрения, и вы остаетесь и без товара, и без денег.

Удаленная оплата и доставка

Если вы собираетесь приобрести товар у продавца из другого города, имейте в виду, что дистанционная оплата и невозможность личной встречи тоже дает простор мошенничеству. При условии, что покупка совершается не через известную платформу со встроенной платежной системой. Продавец может применить любую из описанных выше схем, а вам в ответ прислать пустую коробку или положить в нее какую-нибудь безделушку.

Избегайте покупать у продавцов из другого города дорогостоящие товары, исправность которых невозможно проверить по фотографии (электроника, например).

Памятка по мошенничеству

  • Продавец или покупатель настаивает на том, чтобы вести общение не во встроенном мессенджере на сайте объявлений, а в WhatsApp, Telegram или по телефону.
  • Продавец или покупатель сильно торопит вас совершить сделку, утверждая, что товар или деньги ему нужны очень-очень срочно: такие заверения призваны выбить вас из колеи и не дать вам шанса проанализировать происходящее.
  • Продавец или покупатель присылает вам ссылку на форму оформления заказа или доставки, мотивируя тем, что на реальном сайте что-то не работает.
  • Вы находите товар по привлекательной цене, явно ниже рыночной: такие объявления часто размещают мошенники, чтобы быстро привлечь покупателей.
  • Продавец просит вас внести предоплату — полную или частичную.
  • Покупатель настаивает на том, чтобы внести предоплату за ваш товар, даже несмотря на то, что вы его об этом не просили.

Больше новостей на нашем канале Журнал «Компания»