Найти в Дзене
Эволюция-II

Самоорганизация: Часть-3. Перемены отражают – процессы самоорганизации: второй пример процесса в «миниатюре»

Оглавление

В данной статье кратко обозначен процесс самоорганизации систем – на основе наглядного примера «Лягушки в сметане», который представляет собой своего рода процесс самоорганизации в «миниатюре».

Ранее были приведены данные о кардинальной и универсальной роли процессов самоорганизации – для всех систем и объектов, включая системы бизнеса и менеджмента (см. часть 1), а также классический пример процесса самоорганизации в «миниатюре» «Ячейки Бенара» (см. часть 2).

Кроме того, позже будет кратко рассмотрена еще 3–я группа процессов, которые отражают перемены, – процессы новой эволюции – эволюции-2 (эволюции-II) в мире.

Ссылки на все материалы, я обычно указываю в конце статьи. Поэтому обязательно читайте до конца.

Лягушка начинает «новую жизнь» после преодоления трудностей
Лягушка начинает «новую жизнь» после преодоления трудностей

1. Сюжет известной деловой притчи «Лягушки в сметане»

В этой притче одна лягушка, попав в кувшин с жидкой сметаной и объективно оценив обстановку, т. е. крутые и гладкие стенки кувшина, их высоту, смирилась с безнадежностью ситуации и прекратила все попытки спастись.

А другая лягушка, несмотря ни на что, продолжала бороться – бить лапками. В конце концов она сбила сметану – в масло и выпрыгнула из кувшина.

2. Основная мораль

Мораль этой притчи понятна – необходимо бороться, «бить лапками» до конца, несмотря на безнадежность ситуации.

Действительно, данная притча может вдохновлять на борьбу в трудной жизненной ситуации. Автору известны реальные руководители, для которых названная притча является своего рода «путеводной звездой» в жизни.

3. По законам процессов самоорганизации

Следует заметить, что сбитое масло, которое спасло лягушку, представляет собой качественно новую, причем в буквальном смысле устойчивую форму сметаны.

Конец этой истории действительно означает прорывной эффект в развитии ситуации, а также вполне реальную «новую жизнь» (для одной из лягушек).

Таким образом, несмотря на кажущуюся банальность этой истории, процесс ее развития четко соответствует основным закономерностям процессов самоорганизации, включая:

· появление перемен (лягушки попали в кувшин с жидкой сметаной);

· переход в неравновесное состояние (лягушки объективно оценили высокие и гладкие стенки кувшина и поняли безнадежность ситуации, ее нестабильность);

· адаптивная реакция одной из лягушекна перемены(она стала бить лапками, находясь в жидкой сметане, причем она заранее не знала свойства сметаны, что она способна «сбиваться» в твердое масло);

· прорывной эффект в развитии ситуации – формирование новой устойчивой формы (лягушка сбила сметану – в масло, т.е. произошло образование твердого масла в составе жидкой сметаны);

· новая жизнь – для одной из лягушек (лягушка встала на твердое масло и выпрыгнула из кувшина).

4. О духовном совершенствовании человека

Можно отметить, что эта притча может иметь иную интерпретацию, связанную с духовным совершенствованием человека.

Определяющим в истории с лягушкой является некоторый химико-биологический процесс формирования масла из сметаны, т. е. процесс иной природы, который не связан в явном виде с основной деятельностью лягушки и протекает параллельно.

В развитии человека, как оказалось, также важна не столько его деятельность и ее внешние результаты, сколько внутренние изменения в сознании и теле человека, которые протекают параллельно.

5. Если возможности твои ограничены – все равно действуй

Это нам сейчас легко рассуждать, глядя на ситуацию со стороны, а лягушкам было явно не до смеха. Но одна из лягушек решила действовать, до конца не понимая, чем это все может закончиться.

И все- таки она решила действовать! Это принципиальный момент!

В связи с этим вспоминается рекомендация величайшего философа и духовного деятеля Шри Ауробиндо:

«Если перед тобой великая цель, а возможности твои ограничены, все равно действуй, ибо только через действие могут возрасти твои возможности».

.

Материал подготовлен на основе информации авторской монографии: «Новые закономерности менеджмента в эпоху ускорения перемен».

Смежные материалы:

Часть-1. Перемены отражают 2 группы процессов развития: Тенденции развития и процессы самоорганизации систем

Часть-2. Перемены отражают процессы самоорганизации систем:: Пример процесса в «миниатюре» и 5 фаз процесса

саморазвитие самопознание эзотерика йога философия

.
.

Канал «Эволюция-II» Подписаться

Ваши комментарии