Эту спорную идею пытается доказать в своей книге «Sapiens: Краткая история человечества» молодой ученый из Израиля Юваль Харари.
Труд профессора Харари стал настоящим бестселлером в мире. Его даже называют возмутителем спокойствия в исторической науке и обществе. Примерно такой же вызов затверженным библейским постулатам о происхождении мира бросил в 18 веке труд Жан-Жака Руссо «Об общественном договоре». В 19 веке общественное внимание привлекали работы Гегеля, Маркса, Энгельса, Спенсера, Шпенглера. Десять томов нашего современника Дюранта об истории человечества и работы его предшественников связывает воедино концепция критики пути, избранного человечеством на заре существования.
В 21 веке пальму первенства на пути критического осмысления истории заслужил Юваль Харари. Достоинство труда ученого в том, что он представляет научные подтверждения эволюции человечества, описывая немыслимый по длительности период от каменного века до современности. Исторические процессы делит на 4 периода, подытоживая их, размышляет, что было бы, если развитие пошло по-другому, это крайне любопытно. Тем более, что ученый исторический подход подкрепляет естественно-научными фактами, включая открытия из области современной физики и химии.
Представленное им путешествие во времени увлекательно. Читатели все время узнают интересные и необычные факты о том, как удалось человечеству выжить и утвердиться во всей красе. Улыбку вызывает такой фактор выживания, как сплетни, а счастливое существование в малом сообществе ( 50 человек) заставляет задуматься о глобальности и сложности цифрового коллективизма.
Счастье кочевников
Рассуждая об ошибочности пути развития, Харари постоянно возвращается к исходному варианту – счастливой жизни аборигенов до перехода к земледелию. На поиске счастья он, впрочем, зацикливается регулярно и рассуждает следующим образом: «Если достижение счастья всеми людьми мы объявим целью человеческой цивилизации, то придется признать, что цель эта достигнута не была, и, значит ход цивилизации оказался ошибочным. Человечеству нечем гордиться».
Зададим другой вопрос, а чем в таком случае могут гордиться, сохранившиеся в джунглях племена аче из Парагвая, которые ведут себя не корректно и убивают без особых рассуждений старых и больных сородичей? Профессор признает, что в наши времена счастливых охотников не существует, потому что когда-то все пошло не так.
И все - таки от своей уверенности в гипотезе, что дикари-охотники жили вольнее и лучше, чем трудяги- земледельцы, не отказывается. Главное обвинение ученый выдвигает против подневольного труда, закабалившего человека на долгие времена.
Цена ошибки
Давайте разберемся, когда древний охотник, а позже кочевник совершил историческую ошибку и опрометчиво перешел на путь земледелия и оседлого образа жизни. В книге Харари в хронологической таблице земледелия революция обозначена датой – 10 000 лет до рождения Христова. О какой старине глубокой мы спорим, если последующие эпохи были временем непрекращающихся войн между кочевниками и земледельцами, по сути за существование? И почему тогда не победила другие народы великая Золотая Орда, а сама ассимилировалась, признав разумным оседлую жизнь и отказавшись от счастья. Не понятно.
Иллюзиями называет такую жизнь земледельцев ученый, и довольно убедительно призывает нас от них избавляться. Он считает, что человечество сможет шагнуть в светлое будущее, освободившись от страданий и горя. «Это произойдет тогда, когда вы начнете жить текущим моментом. Вы обретете такую безмятежность, которую едва могут вообразить себе те, кто продолжает погоню за мимолетными приятными ощущениями».
Похоже на буддистскую историю с просветлениями. Смущает только глобальная постановка вопроса об исправлении исторической ошибки и перезапуске существующего мира. По учению Харари способности и возможности у человечества для этого есть, но куда они нас приведут, другой вопрос. И на него ученый обещает ответить в следующей книге.