Найти тему
Исследование Писания

ПРОРОК ИСАИЯ (ч.27): «В ТОТ ДЕНЬ»

Оглавление

(Исаия 27)

Глава 27 с её интригующей терминологией описывает наказание зла и восстановление истинного поклонения Богу Его народом. В противоположность более буквальным и конкретным судам в главах 13—23, пророк говорит об общем суде и духовном возрождении.

ГОСПОДЬ ПОРАЖАЕТ ВРАГА (27:1)

«В тот день поразит Господь мечом Своим тяжёлым, и большим и крепким, левиафана, змея прямобегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьёт чудовище морское» (27:1).

Исаия говорит: «В тот день поразит Господь мечом Своим… левиафана…» (ст. 1). Фраза «в тот день» в главах 24—27 встречается семь раз, причём четыре из них в главе 27. Во всём этом разделе «день» соответствует понятию суда, достигая своей кульминации в этой поэтической главе.

В попытке идентифицировать «левиафана» и «змея» высказывается множество разных предположений. Что это за твари такие? Слово «левиафан» встречается шесть раз в пяти стихах «Ветхого Завета. Оно означает «змей» или «морское чудовище». В большинстве современных переводов это еврейское слово просто транслитерировано (ливиафан, отсюда «левиафан») без попытки отождествить его с каким-либо конкретным зверем. Некоторые учёные считают, что «левиафан» — это мифическое существо. Другие полагают, что это может быть динозавр. Левиафана также связывают с крокодилом, китом или драконом. Я считаю, что этот термин обозначает реально существовавшее животное, но невозможно с точностью идентифицировать его. Оно имеет две разновидности: «змей прямоходящий» (нахаш) и «змей изгибающийся» (таннин). Главная мысль здесь состоит в том, что враги всякого рода, хоть в вышине небесной, хоть в пучине морской, подвергнутся Божьему наказанию.

ВИНОГРАДНИК ГОСПОДА (27:2–6)

Для описания Божьего народа в главе 5 Исаия использовал образ виноградника, не дававшего плода. Суть того учения — в неверности Израиля, его неспособности приносить добрые плоды. Теперь же песня звучит более мажорно.

«В тот день воспойте о нём — о возлюбленном винограднике: "Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение орошаю его; ночью и днём стерегу его, чтобы кто не ворвался в него. Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нём волчцы и тёрны, Я войной пойду против него, выжгу его совсем. Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? Тогда пусть заключит мир со Мною. В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветёт Израиль; и наполнится плодами вселенная"» (27:2-6).

Перед нами снова образ виноградника (ст. 2) и его хранителя, Господа (ст. 3). Как земледелец верно и преданно стерёг свой виноградник, так и Господь будет защищать Свой народ (ст. 3–6). Фраза «гнева нет во Мне» говорит о том, что Бог больше не гневается на Свой народ. Враги, символически представленные «волчцами» и «тёрнами», больше не будут иметь силы. Он пойдёт на них войной и всё сожжёт (ст. 4). В результате народ станет плодоносным. Это чудесное описание Божьей уверенности в тех, кто исполняет Его заповеди. Он даёт всё необходимое («орошает»), чтобы помочь нам достичь поставленной цели — вырасти и приносить плоды. Клайд Вудс сказал: «Это вдохновенное ожидание исполнилось в мире благодаря истинному духовному влиянию Израиля через возвещение спасительного евангелия Христа».

ОЧИЩЕННЫЕ НАКАЗАНИЕМ (27:7–11)

«Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его? Так ли убивал его, как убиты убивавшие его? Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его: выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра. И через это загладится беззаконие Иакова; и плодом этого будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца. Ибо укреплённый город опустеет, жилища будут покинуты и заброшены, как пустыня. Там будет пастись телёнок, и там он будет покоиться и объедать ветви его. Когда ветви его засохнут, их обломают; женщины придут и сожгут их. Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его» (27:7-11).

Наказание — это форма научения и исправления, и Исаия разъясняет, что оно необходимо, чтобы очистить землю от беззакония. Божий народ был изгнан со своей земли (ст. 7, 8).

Исаия поясняет: «И через это загладится беззаконие Иакова; и плодом этого будет снятие греха с него» (ст. 9) . «Иаков» употребляется как синоним «Израиля» (включая оба царства, северное и южное), особенно в Пророках. Когда Иуда разрушит идолов, его беззаконие загладится, и грехи простятся. Истинное покаяние должно включать полный отказ от каких бы то ни было форм идолопоклонства.

Полная мера наказания, как пишется в стихах 10 и 11, будет отмерена всем согрешившим против Бога. «Народ безрассудный», не понимающий сути Божьей святости, он сам стал главной причиной того, что Бог не проявит к ним жалости и милости.

БОЖИЙ НАРОД ВОЗРОДИТСЯ (27:12, 13)

Здесь провозглашается учение об остатке, который вернётся из плена.

«Но будет в тот день: Господь потрясёт всё — от великой реки до потока египетского, и вы, сыны Израилевы, будете собраны один к другому. И будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в ассирийской земле и изгнанные в землю египетскую, и поклонятся Господу на горе святой — в Иерусалиме» (27:12, 13).

«Великая река [Евфрат; Современный Перевод]» и «поток египетский» (ст. 12) были границами земли, обещанной Аврааму (Быт. 15:18) Как земледелец тщательно собирал зёрна после обмолота, так и Бог вернёт «сынов Израилевых».

«Вострубит великая труба» (ст. 13), говорит Исаия, сигнализируя возвращение из плена. «Труба» (шофар) использовалась для возвещения «юбилейного года» (Лев. 25:9–13) и всех важных собраний (Чис. 10:1–10). Хейли пишет: «Звук этой трубы может быть как призывом собраться на горе для поклонения, так и возвещением того, что жертва, на которую указывает закон, полностью обеспечила искупление за грех».

Так завершается описание всеобщего суда. Главной темой глав 24—27 является грядущий день Господа. В них изображён как ближайший суд над Его народом, Иудой, так и суд над миром. Это прелюдия к появлению нового Израиля, включающего в себя иудеев и язычников, которые вместе будут поклоняться на горе Сион. Та неизбежность суда, на которую указывает Исаия в этих главах, выражена так, будто всё это уже случилось, хотя последний суд произойдёт в будущем.

БОГ И ЕГО ДЕТИ

В этом великом тексте — главе, в которой много говорится о дисциплинарном наказании Богом Своего народа, мы в открыто выраженных заявлениях и очевидных подтекстах видим, чего Бог хочет для Своих детей. Текст говорит нам, что Бог сделает для всего Своего народа, если только он будет сотрудничать с Ним. У Него, как и у любого Отца, есть конкретные, прекрасные цели для тех, кто является частью Его семьи. Однако осуществлению Его желаний часто препятствуют чёрствые сердца и непослушание.

Что бы Бог сделал для Своих детей, если бы мог?

Он бы хотел иметь возможность простить Своих детей. Он говорит: «И через это загладится беззаконие Иакова» (ст. 9). Но Бог не может простить наши грехи до тех пор, пока мы не оставим их. Поэтому текст продолжает: «И плодом этого будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца» (ст. 9). Он говорит Своему народу: «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (1:18). Если эти отрывки не убеждают нас, живущих в христианскую эру, в этой истине, то нам нужно только взглянуть на крест.

Он хочет быть другом Своим детям. Какие родители не хотят этого? Бог желает простить нас, чтобы мы могли жить в Нём и с Ним. Он желает, чтобы мы были рядом с Ним. Ему нравится наше общество, наша любовь и наш разговор с Ним.

Он хочет защищать Своих детей. Когда Его дети ищут у Него прибежища, Он может дать им ту защиту, в которой они нуждаются. Он охотно предлагает: «Пусть заключит мир со Мною» (ст. 5). Изображая Свой народ как виноградник, Он говорит: «Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение орошаю его; ночью и днём стерегу его, чтобы никто не ворвался в него» (ст. 3). Бог призывает Свой народ найти в Нём утешение и безопасность. Он хочет дать им прекрасное будущее. Он прибегает к такому образному изображению Своего обещания: «В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветёт Израиль; и наполнится плодами вселенная» (ст. 6). Как всякий хороший родитель, он постоянно работает для нашего настоящего, а также будущего счастья.

Бог так настойчив в этих стремлениях, так заинтересован в нашем благополучии и нашем будущем, что даже при необходимости наказывает нас, чтобы вернуть на Свою сторону и иметь возможность облагодетельствовать нас. Временами Его наказание может быть суровым, даже таким, как поражение от руки врагов Божьего народа. Но «так ли Он поражал его, как поражал поражавших его?» (ст. 7). Он делает то, что должен делать, для нашего исправления и переориентирования, чтобы осуществить Свои благодатные замысли в отношении нас.

Школа Библии — онлайн — Изучение Библии онлайн