Найти в Дзене
Бархатное подполье

Эротическая фантазия на сломе эпох

(из книги "Бархатное подполье", Декаденты современной России")

посетительница салона "Бархатное подполье" с лидером группы "Оберманекен". Фото - М.Рунова
посетительница салона "Бархатное подполье" с лидером группы "Оберманекен". Фото - М.Рунова

Мария Рунова,

модель, фотограф, журналист, участница движения

«Бархатное подполье»:

Познакомившись с Преображенским году этак в 2007-м, я вместе с родным журналом Penthouse со всей ответственностью (или безответственностью) поддержала идеи «Бархатного подполья».

Мысли Володи Преображенского по поводу создания некоего совершенно неформатного эстетического пространства сразу показались мне близкими.

И конечно же, было интересно проявить организаторские способности, помогая фестивалю в деле организации прессы. Наверное, это мой первый опыт пиарщика — привлечение на третий фестиваль дружественных журналистов. Коллеги, впрочем, не скучали и получили немало удовольствия от происходящего в «бархатном» микрокосме — это очевидно по вышедшим сюжетам и публикациям.

В кулуарах фестиваля. Автопортрет Марии Руновой
В кулуарах фестиваля. Автопортрет Марии Руновой

Наверное, неодекаданс более чем актуален в свете трагического слома

и упадка аналоговых ценностей, культурных традиций, технологий… Эпоха

индустриальная колоссально резко выродилась в постиндустриальную, нас зубодробительно отформатировали терабайты электронной информации, уж не

говоря о том, что родились мы в одном государстве, а продолжаем жить в дру-

гом. Масса дискурсов происходит в условиях сложнейшего микса века прошло-

го и нынешнего. Мы, дети 1980-х, застали виниловые пластинки. Родившиеся

в 1990-х понятия не имеют, что делать с проигрывателем или катушечным

магнитофоном. А я ловлю себя на мысли, что слушаю танго на бабушкином па-

тефоне и одновременно балуюсь векторной графикой и треплюсь в соцсетях.

Кстати, мало кто знает, что Владимир Преображенский — автор первой рус-

скоязычной песни про Интернет. На мой взгляд, именно появление глобаль-

ной Сети — прецедент для неодекаданса и его дальнейшей актуализации.

Хотелось бы сказать, что «Бархатное подполье», задуманное как курту-

азное мероприятие, на каком-то этапе имело аннотацию как фестиваль рок-

декаданса. «Подполье» действительно было связано с роком. Я, собственно,

про рок, который не только музыка, но и судьба. В определенный момент

то, чем ты занимаешься, мистическим образом сказывается на происходя-

щих событиях. Не надо, конечно, все это демонизировать, каждый из нас —

творец своей судьбы, все мы иногда отвечаем за безрассудное поведение

15

и к оллекцию вредных привычек. Скорее, фестиваль декаданса придал некое

объяснение, трактовку драматическим линиям наших частных жизней.

Порой я чувствовала себя маленьким демиургом, держащим в руках не-

кую хрустальную сферу, где беспрестанно что-то происходит — и со мной,

и с моими знакомыми. Это во многом напоминает картину Чюрлениса «Сказ-

ка королей» — помните две мужские фигуры в дремучем лесу? Короли дер-

жат на ладонях поднос с неким субъективном миром… Они живут в этой

хрустальной сфере, а также смотрят на нее извне с разных ракурсов. Если

раньше меня бы страшно угнетали личные фрустрации, то теперь даже в них

я вижу определенный смысл и красоту. Многие суеверно боятся декаданса

и его драматического материала. Хотя повторюсь: все что угодно можно объ-

яснить как угодно. Я большой противник предрассудков и суеверий, иначе

давно бы фатально ретировалась из нашего декадентского движения.

Декадентские фестивали лично для меня всегда были связаны с какой-

то личной историей, воспитанием чувств и, не побоюсь сказать, с романами.

На «Бархатное подполье», как бабочки на свет, слетались самые экзотические

и талантливые персонажи мужского и женского пола. Для кого-то бархатно-

амурные пересечения остались в виде яркого этюда, а кто-то из нашей пу-

блики совершенно точно создал семью. Лично я ничего не имею против того,

чтобы выйти замуж за московского декадента. Но пока, уж так получается,

довольствуюсь лишь играми в декаданс… Раскусанными в кровь губами, по-

тревоженной душой и допингом в виде приключений, жанрового хождения

по грани, любования со стороны остротой и искренностью моментов соб-

ственной жизни. Это любование бывает упоительным — нет ничего прият-

ней, чем долгими зимними вечерами обсуждать в тесном декадентском кругу

эротические шалости и чувственные экспириенсы.

-3

Фото - М.Рунова

И конечно же, мы не мог-

ли не вспомнить с Владимиром Преображенским первые фестивали — я их,

к сожалению, не застала. Прерываю свой монолог и с удовольствием передаю

слово Маэстро… (мало кто знает, но этот псевдоним закрепился за Преобра-

женским еще со школы).

Владимир Преображенский,

автор и продюсер фестиваля «Бархатное подполье»:

Мой прадед, Геннадий Иванович Преображенский, работал, как сви-

детельствуют документы, «ответственным исполнителем Владимирского

граммофонно-игольного завода». То есть фактически трудился в индустрии

звукозаписи. Или еще определеннее — на музыкальном лейбле, как сказали

бы мы сейчас. Мой дед, Владимир Геннадьевич Преображенский, играл в пер-

вых джазовых оркестрах в Москве.

Я, Владимир Олегович Преображенский, в 1993 году создал свою первую

рок-группу «Летучий Голландец», в 2000-м — группу «Бостонское чаепитие»,

в 2005-м организовал первый фестиваль «Бархатное подполье», который

тоже начался, в общем-то, с музыки.

Или эротической фантазии? Хм… Возможно.

Помнится, я скомпилировал ради забавы музыкальный сборник, куда

поместил композиции очень разных, на первый взгляд, исполнителей.

Но только на первый взгляд. Сквозь определенный эстетический монокль

они вполне логично выстраиваются в единую картину: это группа «Оберма-

некен», Александр Ф. Скляр (с альбомом «Ведьмы и стервы»), группа «Пик-

ник», Владимир Веселкин, группа «Колибри», немного инфернальной готики

в лице Dead Can Dance и Lacrimosa… В этот же ряд я, разумеется, поставил

и «Бостонское чаепитие». И — о чудо! — оказалось, что все это выглядит на-

столько органично, как будто бы эти артисты только и ждали своего часа,

чтобы слиться в художественном экстазе. Я почувствовал невероятный при-

лив вдохновения и немедленно стал выстраивать визуальный ряд.

И вернулся… совершенно верно — к эротической фантазии. Я предста-

вил себя восседающим в роскошном дворце среди изысканных яств, напит-

ков, благовоний, исполняющим одну из своих самых медитативных песен —

«Новый эскапизм». А вокруг меня колышущиеся от любви тела, красивые

и стройные, и самые прекрасные в мире вздохи и всхлипы. Иными словами,

нечто среднее между сценами из фильмов «Калигула» Тинто Брасса, «Тихие

дни в Клиши» Клода Шаброля и известного эпизода из картины «С широко за-

крытыми глазами», который многим, как выяснилось позже, вскружил голову.

Готический показ на фестивале "Бархатное подполье". 2008 год
Готический показ на фестивале "Бархатное подполье". 2008 год

Рано или поздно мысль моя, капризная и безумная, привела к образу де-

кадентских салонов — тех, что были в золотые времена французских поэтов-

символистов в Париже или в эпоху Серебряного века в России… Но салоны

будут потом. А начал я с робкой попытки обнаружить людей, близких по духу,

с похожими эстетическими запросами. На одном известном музыкальном

портале был запущен «конкурс куртуазного декаданса». Определение, носив-

шее, несомненно, некий рабочий характер, так и прижилось.

Концепция конкурса была обозначена мною в выражениях, которые,

как я сейчас понимаю, звучали тогда, как оды Ломоносова среди хип-хоп-

вечеринки:

«В современной российской музыке назревает новая волна декадентской

куртуазности и интеллигентного эстетства. Усилиями ряда коллективов

(«Оберманекен», «Бостонское чаепитие» и др.), различных по музыкальной

стилистике, но близких по эстетике, образу художественной мысли, форми-

руется новое, «бархатное» подполье, навеянное сладкими снами Серебряного

века, капризностью и изломанностью французского символизма.

Данный конкурс призван обнаружить и донести до широкой публики но-

вые имена исполнителей и коллективов, в чьем творчестве присутствуют

особый эстетский лоск, свойственный дендизму, черты декаданса и куртуаз-

ности.

Для справки:

• эстетизм — 1) отношение к искусству как к предмету утонченного

наслаждения, доступного только избранной части общества (эли-

те); aisthetes (греч. ) — воспринимающий; 2) художественная манера,

представляющая изображаемое в тонких и изысканных красках;

• декадентство — в конце XIX — начале XX века общее название нереа-

листических направлений в искусстве, характеризующихся настрое-

ниями упадка, утонченным эстетизмом и индивидуализмом (словарь

С. Ожегова);

• куртуазный — в Европе времен Средневековья — изысканно вежли-

вый, благородный, любезный.

Для участия в конкурсе приглашаются коллективы, в чьем творчестве

указанные художественные принципы являются доминирующими».

Так или иначе, конкурс неожиданно вызвал нешуточный отклик, обру-

шив на меня тонны самой разнообразной музыки, крайне неоднородной и по

уровню исполнения, и по художественной ценности, и по стилю. Я услышал

и «куртуазный» металл, и не менее «декадентский», как его определяли ав-

торы, рэп, и, конечно, разнообразный шансон, джаз, романс…

Итак, 2004 год… Я томлюсь в суетной Москве, и в голове у меня ворох

идей, ярких образов, в которых отражаются персонажи любимых фильмов,

литературные герои, звучит прекрасная музыка. И постепенно, стихийно эта

декадентско-эстетская фантасмагория стала заворачиваться в некий клубок,

сгусток, пока в сознании не вспыхнуло заманчивое слово — «фестиваль»!

Никакого организаторского опыта у меня нет, если не считать смеш-

ных и безалаберных опытов организации собственных концертов. И слабый

голос здравого смысла, едва слышный за диким хором моих фантазий, под-

сказывал мне, что сделать фестиваль в одиночку, с горсткой сочувствующих:

а) безумие; б) самоубийство.

Ранний состав группы "Бостонское чаепитие"
Ранний состав группы "Бостонское чаепитие"

Увы, в конечном счете (простите, забегаю вперед!) именно так оно и было — делал я фестиваль фактически один, при бес-

ценной поддержке горстки верных друзей, от темы, впрочем, далеких.

А на тот момент, конечно же, хотелось взять в компаньоны тех, кто по-

опытнее и повесомее. И таковые нашлись. Один из них — известный москов-

ский музыкальный промоутер Тимофей Сахно (царство ему Небесное!), одна

из самых ярких фигур московского рок-андеграунда 1990-х и нулевых, кото-

рый делал концерты Леонида Федорова и группы «АукцЫон», Василия К., Оль-

ги Арефьевой, Федора Чистякова, группы «Оргия Праведников» и м ножества других арт-инди-рокеров разной степени известности. Ну кому, как не ему,

вышедшему из среды хиппи и слушающему хорошую, независимую музыку,

я мог «втереть» идеи про «куртуазный декаданс» и новое богемное братство?

Собственно, «куртуазный декаданс» — это и было то парадоксальное сочета-

ние понятий, которое хоть как-то определяло суть явления, которое я возна-

мерился явить миру. «А что, нормальное определение!» — помню, отозвался

невозмутимо Тимофей. И пообещал помочь.

С ним-то мы и обошли ряд московских клубов, пытаясь изложить идею

нового необычного фестиваля тамошней администрации. И даже в присут-

ствии внушительной и авторитетной фигуры Тимофея Сахно арт-директора

большинства музыкально-питейных заведений смотрели на меня взглядом,

каким, должно быть, взирали инквизиторы на несчастного Джордано Бруно,

вещающего о том, что Земля круглая. Это потом в столичной клубной жиз-

ни станут популярны и бурлеск, и всякие цилиндры с тросточками… А тогда

все это было большинству так же малопонятно, как какой-нибудь филиппин-

ский балет (если таковой вообще существует).

В.Весёлкин (экс-"АукцЫон"), В.Преображенский, А.Пальцев
В.Весёлкин (экс-"АукцЫон"), В.Преображенский, А.Пальцев

Купился на странную идею под названием «Фестиваль куртуазного де-

каданса «Бархатное подполье» только «Клуб на Брестской», вернее, его арт-

директор (по некоторым соображениям не называю имени этой замечатель-

ной барышни, потому что…). Сейчас расскажу смешной эпизод с ее участием,

за который, надеюсь, она меня простит. На переговоры мы прибыли в компа-

нии неких общих знакомых, за столом сидели какие-то вроде не посторон-

ние люди, творческая интеллигенция. Один из участников беседы, который

знал барышню давно, в минуты, когда она отлучалась по делам, все замечал:

«А девочка повзрослела! Однако…» — и расспрашивал ее дальше о жизни.

И в момент, когда дама с гордостью поведала что-то в духе «Я теперь жена

художника такого-то…», тот самый человек незаметно наклонился к моему

уху и, видимо хорошо зная упомянутого художника, со знанием дела проком-

ментировал: «Это она так думает…»

В общем, общение шло весело, творчески и, самое главное, увенчалось

положительным результатом — первый фестиваль «Бархатное подполье»

был назначен на 12 мая 2005 года.

Первому фестивалю предшествовал и ряд счастливых обстоятельств,

укрепивших меня в том, что мероприятие надо проводить.

Например, был такой добрый знак: как раз в это время вышла ставшая

впоследствии культовой книга «Денди» культуролога и историка моды Оль-

ги Вайнштейн. И это меня тоже вдохновило, дав возможность не чувствовать

себя «одиноким воином эстетизма, дендизма и декаданса».

А. Васильев, историк моды и В.Преображенский, автор фестиваля "Бархатное подполье"
А. Васильев, историк моды и В.Преображенский, автор фестиваля "Бархатное подполье"

Владимир Преображенский,

автор и продюсер фестиваля «Бархатное подполье»:

Как сложился состав участников фестиваля 2005 года? Должен сказать,

что перед первым «Бархатным подпольем» велись переговоры и с замеча-

тельной питерской группой «Колибри». Они приняли идею на ура, сказали

«да», были готовы приехать, но на тот момент бюджет у мероприятия от-

сутствовал как таковой. Тогда я был совсем бедным журналистом и не мог

себе позволить везти музыкантов из Питера. И вообще я был далек от денег,

как и всякой логистики… Такая же история и с группой «Пикник». Так по-

лучилось, что на тот момент я общался с Эдмундом Шклярским и Маратом

Корчемным, выполнявшим функции и бас-гитариста, и директора (так оно

и сохраняется, по-моему, до сих пор). И естественно, рассказал им про «Бар-

хатное подполье». Они были готовы принять участие в проекте, но… Все то

же самое: график гастролей, бюджет и прочие дела… Однако к моим амби-

циям легендарные музыканты отнеслись по-человечески, без всякого сно-

бизма.

Зато был Веселкин… Я помню, как мы вместе с родителями смотрели

по телевизору «Музыкальный ринг» (1986 год, если не ошибаюсь). На сцене

была группа «АукцЫон». Веселкин, будучи в то время шоуменом коллектива,

еще тогда меня просто сразил и шокировал (и вызвал предсказуемое отвра-

щение моих родителей): вакхические танцы, сумасшедшие прыжки в неве-

роятном сочетании с отточенными балетными фигурами, стояние на ушах

20

и финальный прыжок в толпу с фактически голой пятой точкой. По тем вре-

менам это было просто нереально, взрыв, бомба. Кадры с Веселкиным запом-

нили все. И вот, кажется, в 2004 году я пришел в клуб «Китайский летчик»

и увидел Владимира Веселкина в деле. Тогда, увы, уже мало кто узнавал его.

А мне было неважно, поет он или не поет; самое главное, что я увидел пер-

сонажа с совершенно нереальной термоядерной энергетикой. Веселкин бе-

зумно талантлив, запределен, он играючи организовывает любое простран-

ство в площадку для провокационного перформанса.

В.Весёлкин на фестивале "Бархатное подполье", 2005 год
В.Весёлкин на фестивале "Бархатное подполье", 2005 год

И конечно, Веселкин

порадовался, увидев мой искренний к нему интерес. Мы как-то быстро по-

знакомились после концерта. Владимир подарил мне какую-то архивную фо-

тографию, на которой ничего невозможно было рассмотреть, и оставил кон-

такт. Мы эпизодически стали общаться, созваниваться, где-то пересекаться.

И получилось, что ряд этих встреч, все эти события еще больше сподвигли

меня на проведение фестиваля куртуазного декаданса. Я понял: там должен

быть Веселкин, куда же без него!

Ну, а поскольку в название галантным месседжем приплыло слово «кур-

туазный», то стоит ли удивляться, что нехитрая эрудиция привела меня к ос-

нователю «Ордена куртуазных маньеристов» Вадиму Степанцову. Он согла-

сился выступить на «Бархатном подполье» со своим новым на тот момент

проектом «Бедлам-Капелла», акустическим, близким, собственно, к традици-

ям куртуазных маньеристов. Без грубой «жести», которой славится «Бахыт-

Компот».

Плюс ко всему к этому моменту я узнал, что есть такой замечательный

человек — Алеша Пальцев. Я с ним познакомился через небезызвестного Оле-

га Нестерова, продюсера и лидера группы «Мегаполис». Нестеров продвигал

весьма интересную музыку, которую позиционировал как альтернативный

шансон. Только-только вышел под лейблом «Снегири» первый альбом Але-

ши Пальцева, он назывался «ВертопрахЪ». На момент подготовки «Бархат-

ного подполья» планировался к выпуску второй. И я, конечно же, предложил

презентовать второй диск в рамках фестиваля, чему сразу обрадовались все

участники процесса.

То, что увидела в итоге публика в «Клубе на Брестской» в тот вечер,

не видел никто ни в России, ни даже в СССР. Притом что и «Оберманекен»,

и Владимир Веселкин хронологически действуют на рок-пространстве

с 1980-х годов, до этого они никогда на одной сцене не встречались. И тем

более со Степанцовым… Наверное, надо иметь богатое воображение, что-

бы совместить всех этих персонажей на сцене и в гримерке. Похожи они

были, как говорила одна моя знакомая, «как рыбка и птичка». То есть никак.

Но мне удалось обнаружить в их творчестве грани, которыми они явно со-

прикасались. А потом был сам фестиваль, напугавший и очаровавший всех

одновременно.

Как же все выглядело со стороны?

(Продолжение следует. Подписывайтесь на канал...)