Найти тему

Земное и поэтическое

О контрастах фильма «Майские звезды»

О фильме «Майские звезды» — совместной работе советских и чехословацких кинематографистов — прежде всего хочется сказать, что это наиболее интересное произведение из всех до настоящего времени осуществленных совместных постановок. ‹…› Четыре новеллы объединены единством места, времени и общностью мысли. Четыре новеллы рассказывают о разных людях, о разных обстоятельствах и разных судьбах. Четыре новеллы переплели в себе, как в самой жизни, лирику и драму, трагедию и юмор, тень и свет. Четыре новеллы глубоко оптимистического звучания своим лаконичным языком рассказали о жертвах, принесенных не напрасно, о жизни, победившей смерть, о майских звездах, красавице Праге, о любви, о мире, отвоеванном для детей, о возвращении воина к мирному труду, о дружбе, скрепленной кровью.

Для режиссера С. Ростоцкого фильм «Майские звезды» открывает новую страничку в творческой биографии. Наблюдательный бытописец и очеркист в киноискусстве, умеющий вглядываться в жизнь, замечая ее самые разные стороны, художник, не склонный к философским обобщениям в своих прежних фильмах, — он здесь, в «Майских звездах», сумел найти новую для себя, очень точную, простую и вместе с тем приподнятую, земную и поэтическую интонацию.

Прием, которым чаще всего пользуется режиссер, — старый, испытанный, но всегда интересный в искусстве, — прием контраста. Он подсказан самой жизнью, самой обстановкой, в которой развивается действие. Первый день мира, только что смолкли пушки, но еще могут раздаться одиночные выстрелы тех, кто не желает сдаваться. Первый день мира — великий день безмерного народного ликования, но разве для многих этот день, день наступившей тишины, не обнажил запрятанную ранее боль от понесенных утрат?

На экране усталый, немолодой советский воин. Сурово его лицо, лицо человека, много перенесшего горя, много видевшего и много знающего. А рядом милое, беззаботное существо-малыш, сама жизнь, ее улыбка, ее прелесть, то, для чего стоило все вынести, пройти и огонь и воду.

Вернувшийся из лагеря смерти чешский патриот измучен долгими испытаниями, а вокруг него цветущая, весенняя Прага. Простая будничная обстановка, простые люди, и среди них советский воин-танкист, совершающий в этой простой и уже мирной обстановке свой последний воинский подвиг. Эта новелла, на мой взгляд, является лучшей среди всех четырех.

Бывший вагоновожатый из Киева (артист Николай Крючков) с детским смущением просит разрешить ему, хоть ненадолго, дать повести пражский трамвай. Здесь — контраст между обликом советского воина, его неожиданной, почти детской просьбой, и той горячностью, с какой откликнулись на эту просьбу пассажиры трамвая.

Контрасты внутренние и внешние в изображении и психологии героев. Контраст между высоким строем мыслей и чувств и простой формой их воплощения. На этих контрастах построен весь фильм, свидетельствующий о зрелости режиссера, о вдумчивости и наблюдательности всех тех, кто любовно и тщательно работал над фильмом.

Погожева Л. Из дневника критика // Искусство кино. 1959. № 6.

Источник

Публикация в группе Фонда

Понравилось? Ставьте лайк. Не понравилось? Ставьте дизлайк. Не пропускайте наши публикации, подписывайтесь на канал.