Найти тему
Александр Дедушка

Как начать работу лагеря друзей? (Дружба и коллектив)

Но вот начинается работа самого Лагеря друзей.

В актовом зале, который является на время работы лагеря нашей «базой», собираются ребята. Они переживают разные чувства: первочки волнуются – что-то их ждет, те, кто уже побывал в лагере, общаются друг с другом, но и в них заметно некоторое чувство тревоги и неуверенности – не пройдет ли этот лагерь хуже предыдущего, ведь состав-то сильно обновился и многих «старичков» уже нет. Самое время провести первоначальное анкетирование, которое, играя роль первой «засветки чувств», позволяет еще в закрытом режиме включить механизмы снятия напряжения и самораскрытия.

Оно может пройти в форме продолженных предложений:

«Когда я думал(а) о предстоящем Лагере друзей, я…»

«Сейчас я чувствую…»

«Я бы очень хотел(а)…»

«Первочки», как правило, испытывают сложную смесь тревожных ощущений вместе с надеждами на «светлое будущее»:

«Когда я думала о предстоящем лагере, я не хотела приходить в лагерь, потому что я думала, что здесь будут только старшеклассники, но оказалось не так. Это хорошо.

Я сейчас чувствую себя будто мышка в клетке, а вокруг меня окружают здоровые коты.

Меня тревожит то, что мы будем здесь делать. Я бы хотела хорошо провести сегодняшний день». Настя.

Ребята, уже побывавшие в лагере, чувствуют себя уверенно и, как правило, переживают радостные чувства возбуждения и «предвкушения»:

«Когда я думала о предстоящем лагере друзей, я вспоминала, что было в прошлом году, гадала, какая буква будет у меня; я вообще не предполагала, что будет в этом году. Сейчас я в ожидании чего-то, и я с нетерпением жду, когда нам раздадут буквы и я познакомлюсь с хорошими друзьями». Аня.

«Я сейчас чувствую радость, счастье, хочется смеяться. И я очень рада, что попала в лагерь актива. Меня тревожат первогодники, их несерьезное отношение ко всему. Они думают, что это просто игра. Я бы хотела, чтобы в этом году лагерь актива был таким же, каким он был в прошлом году, потому что тогда было очень весело. Мы все очень сдружились». Наташа.

Далее ребята начинают использовать собственные блокноты для записи. Их роль достаточно важна. Туда заносятся все проводимые игры, дела и процедуры. По итогам лагеря они становятся копилкой всех прошедших в нем дел, игр и мероприятий, так, чтобы, вернувшись в свои отряды и классы, каждый мог обогатить их игровым и жизненным содержанием лагеря.

Начинается знакомство с ценностно-целевым содержанием очередной смены Лагеря друзей. Часть этого содержания остается неизменной из года в год, часть обновляется ежегодно. Все последующие положения, озвучиваемые ведущим, ребята записывают в свои блокноты.

Цели лагеря друзей. Ребятам должно с самого начала стать понятным, зачем они здесь. Эти цели остаются неизменными из года в год, хотя и в них возможны некоторые вариации.

1. Стань настоящим другом (5+1).

Так эта цель записывается в блокнот, а дальше разъясняется ребятам. Собственно, это есть главная цель Дружины «Дружной», но порой в текучке происходящих событий она затемняется, да и не всегда удается ее реализовать в своем классе, где далеко не все ставят перед собой такую цель. Тем и отличается Лагерь друзей, что здесь эта цель отрабатывается сознательно и каждодневно, причем, в кругу людей, которые тоже стремятся к этой цели, что многократно повышает возможность ее достижения. Здесь собираются действительно лучшие друзья своих отрядов, которые, общаясь вместе и стремясь подружиться, значительно усиливают свой личный и совместный «дружеский» потенциал. Под теми, кому нужно стать «настоящим другом», имеются в виду прежде всего участники Лагеря друзей, но не только. Здесь будут задействованы направления ко всем возможным «объектам дружбы» - родной природе, школе, городу, стране.

Цифры (5+1) дают внешний ориентир на пути продвижения к этой цели. Каждый должен поставить перед собой цель за время лагеря найти в нем пять новых друзей из его состава и одного «младшего» друга из лагеря «Солнышко». Этот внешний ориентир оказывается далеко не лишним. Он позволяет конкретизировать поставленную цель и видеть этапы на пути к ее достижению. Невозможно стать настоящим другом абсолютно всем участникам лагеря друзей. Ведь настоящая дружба требует значительной затраты и времени, и сил. Со всеми можно и должно установить дружеские отношения, а вот подружиться с пятью человеками, когда они могут сказать о тебе, и ты можешь сказать о них, что вы настоящие друзья – это вполне реально.

На этом пути каждый неизбежно сталкивается с вопросами: «А что мне не хватает до настоящего друга? Каким человеком я выгляжу в глазах остальных? Насколько моя личность привлекательна для них, чтобы захотеть дружить со мной?» Так что отсюда вполне логично вытекает вторая цель лагеря.

2. Познай самого себя.

Знаменитое, приписываемое древним грекам высказывание как нельзя лучше организует процессы самопознания, без которых невозможно сколько-нибудь глубокое развитие дружеских отношений. «Если ты хочешь быть настоящим другом, ты должен знать себя», - такую связь можно провести с первой целью лагеря. Иногда у человека не складываются дружеские отношения просто потому, что он не понимает, какие черты в его характере отталкивают от него людей, над чем ему необходимо поработать, чтобы исправить ситуацию. Лагерь друзей в этом плане предоставляет каждому исключительные возможности самопознания через различные варианты «обратной связи», «психологического зеркала» и специально направленных на самопознание упражнений и процедур.

Теперь мы подошли к третьей цели лагеря, которую я называю «суперцелью».

3. Постарайся полюбить всех.

Эта цель возникла не сразу, Лагерь друзей уже перевалил пятилетний рубеж своего существования, когда я почувствовал, что двух поставленных целей уже недостаточно. Действительно, есть некая глубина в межчеловеческих отношениях, которая, несомненно, оказывает влияние на дружбу, но сама ею не определяется. Это есть способность человека к любви, как к высшей форме межчеловеческих отношений.

Подробный разбор этой цели мы перенесем в третью часть нашей книги, а что касается вообще «истории целеполагания», то здесь была такая последовательность.

Первоначально за основу был взят знаменитый ленинский девиз: «Учиться, учиться и учиться!». То есть ребятам говорилось, что их задача научиться стать настоящими организаторами, обучиться всевозможным формам различных дел, чтобы потом перенести все это в свои классы.

Несколько позже цель «Учиться!» была конкретизирована: научиться 1) для себя (это все то, что пригодится лично тебе в последующей жизни); 2) для отряда (то, что поможет тебе успешнее провести лагерную смену здесь, а впоследствии повести за собой свой класс); 3) для школы (те знания и умения, которые позволят выйти за рамки отряда и своего класса и принести пользу школе в целом).

На начальном этапе это целеполагание сыграло положительную роль, но впоследствии его «узость» стала очевидной, и оно развилось до той системы трех целей, которую мы рассмотрели выше.

Законы лагеря. Это те же пять законов дружбы вместе с неписанным законом доброты, но о них стоит еще раз напомнить ребятам:

- закон песни;

- закон общения;

- закон игры;

- закон творчества;

- закон дела.

Здесь только необходимо акцентировать внимание на том, что в лагере этим законам будет уделено пристальное внимание, и у каждого будет возможность проверить действие этих законов на самом себе с определением своей сильной и слабой стороны. Важность этих законов будет подчеркнута тем, что за грубое нарушение некоторых из них, особенно закона доброты, будут следовать наказания («красный» свисток, штрафной балл). Здесь же уместно будет сказать о них, но у нас разговор об этих мерах пойдет в третьей части книги.

Распорядок дня. Он тоже дается под запись детям. Я приведу его в качестве примера, понимая, что в различных условиях возможны различные коррективы:

8.30 – сбор;
8.30 – 8.40 – зарядка;
8.40 – 9.00 – запись новой песни;
9.00 – 9.30 – завтрак;
9.30 – 12.00 – работа по теме дня;
12.00 – 13.00 – час искусства;
13.00 – 13.30 – обед;
13.30 – 14.00 – игровая площадка;
14.00 – 15.00 – палуба общения;
15.00 – 15.20 – полдник;
15.20 – 16.00 – огонек.

Это наиболее общий вид распорядка дня, в который сама жизнь порою вносит изменения. Например, когда лагерь отправляется в поход. Но в целом, организационный костяк жизни лагеря именно такой.

Тема лагеря. Это как бы общая содержательная оболочка, под которую будут подогнаны большинство игр, дел и мероприятий лагеря. Ее может продумать и сам организатор, но лучше, если он проконсультируется со всеми заинтересованными старшими друзьями, а также «старичками» лагеря. Тема лагеря меняется год от года, и может служить инструментом решения тех или иных педагогических целей.

Вот некоторые темы, которые были использованы в нашем лагере: «Законы дружбы», «Родная природа», «Виды искусства», «Учитель и педагогические способности», «Россия и ее ценности». Ниже мы подробно рассмотрим способы организации работы лагеря в рамках этих тем по дням, конкретным делам и мероприятиям.

Но впрочем, «тематирование» работы лагеря не обязательно. Это требует большой предварительной работы организатора и не всегда оправдано педагогически. Вполне возможно сочетание различных тем в одном лагере на протяжении, скажем, нескольких дней или даже однодневное тематирование работы.

План лагеря. Это и есть тематирование его работы по конкретным дням.

Хорошо, когда дети знают заранее программу работы. Это создает психологический эффект ожидания и предвкушения, кроме этого к некоторым дням нужно предварительно готовиться и материально, так что знание плана здесь отнюдь не помешает.

Я приведу один из вариантов, сочетающий в себе как первоначальную «свободную» тематику дней, так и последующее тематирование по природе на заключительном этапе. Это реальный план, по которому Лагерь друзей, «Звездочка» - 1999, прожил далеко не худшую свою смену.

1 неделя:
1) День знакомства;
2) День общения;
3) День сказки;
4) День мыслителей и художников.
2 неделя:
1) День «Солнышка»;
2) День самоуглубления;
3) День искусства;
4) День «Иск» (Шутки);
5) День «Дружной».
3-я неделя:
1) Мир деревьев;
2) Мир воды;
3) Мир животных;
4) Походный день;
5) День «Солнышка» - 2;
6) Итоговый.

Теперь после всех этих записей начинается организационное оформление лагеря. Каждому участнику вручается его личная эмблема и присваивается его персональная буква.

Личная эмблема – это визитка, которая крепится булавкой к груди каждого участника. На ней крупными буквами написано имя ученика и в качестве дополнительного информационного блока – символика «Дружной» и Лагеря друзей. Помимо того, что такие персональные визитки облегчают первоначальное знакомство, в них ведется учет так называемого «уровня надежности». В конце каждого дня, когда визитки снимаются и сдаются Дежурному Капитану, каждый звездочкой в специально отведенном для этого месте помечает очередной прожитый в лагере день. На итоговом сборе «самые надежные», то есть те, кто не пропустил ни одного дня смены, награждаются специальным памятным знаком.

Персональная буква – важное организационное «ноу хау» лагеря.

Очень часто бывают ситуации, когда нужно быстро определить людей для выполнения какого-то задания, процедуры, игры и т.д. Персональная буква позволяет очень быстро сделать необходимый выбор по жребию. Все буквы находятся в специальной коробочке, и ведущему остается только вытащить оттуда любую букву, зачитать ее – и участник определен.

Путем такого подбора решается много проблем. Бывает, когда никто не хочет участвовать в чем-то, или наоборот – желающих слишком много, - после выбора из коробочки все вопросы с составом участником снимаются автоматически. Причем абсолютно «объективно» - никому не приходило в голову обвинять в предвзятости коробочку. Хотя, вру, были такие ситуации, но это было уже что-то на гране чуда. Помню, однажды на палубе общения один человек трижды подряд выпал из коробочки для участия в какой-то процедуре. Он не хотел, ведущий пытался его заменить, но коробочка «не позволила». Пришлось подчиниться. Но мы и воспринимаем такие ситуации как «чудо», которое происходит очень редко. Во всех других ситуациях выбор коробочки – закон, который является частным проявлением закона дела.

«По коробочке» происходит первоначальная рассадка участников лагеря перед началом каждого рабочего дня, «по коробочке» - все рассаживаются на палубу общения, тем же способом определяется очередная «скрытая камера», ну и так далее.

Но этим функциональное значение персональной буквы не ограничивается. Она позволяет при возникновении такой необходимости тут же произвести формирование игрового банка. Ведущему достаточно раздать маленькие листочки и попросить каждого написать слово (имя существительное) на свою букву. Листочки собираются, и игровой банк готов. Что с ним происходит потом – это уже определяют потребности дела. Подобрать каждому название его игры на игровую площадку, определить тему «Дня Икс», создать игровой словесный банк для «Квинты», определить роль каждого в импровизационном театре и еще много для чего.

Иногда, если участников лагеря достаточно много, и с вычитом из алфавита всех «нефункциональных» или малофункциональных букв типа «ь», «ъ», «ы», «й», «ё», букв оказывается недостаточно, тогда в коробочку добавляются буквы с литером «1», например А1, Б1.… А технически это небольшие прямоугольнички из картона, на которых написана буква.

В одной из смен я особенно экспериментировал с различными способами «породнения» со своей буквой, так чтобы она стала органичной частью внутреннего мира. Так и назовем все последующие формы – «Породнение с буквой».

«Что означает буква?», «Профессии на твою букву», «Изобрази слово на букву», «Рассказ со словами на букву» - это некоторые формы, которые были использованы по ходу смены.

Экспериментировались и формы на огоньке: «Диалог с буквой о прошедшем дне», «Вопросы от буквы к хозяину о прошедшем дне», «Буква судит хозяина».

Даже домашние задания не остались в этой связи в стороне: «Признание в любви своей букве», «Буква осталась дома – расскажи ей о дне»

Так вот. Каждому участнику лагеря вручается эмблема, и тут же он узнает свою персональную букву, которую ведущий вытаскивает для него из коробочки. Иногда эта буква рисуется на лицевой стороне эмблемы, после чего последняя занимает свое место на груди каждого участника. Эмблемы, кстати, изготавливаются если не полностью мною лично, то под моим руководством и с главной долей моего участия. Я не жалею времени для этого. Пусть каждому участнику лагеря достанется частичка моего личного труда. Мне представляется это важным.

Теперь перед началом работы Лагеря друзей необходимо назначить первого Дежурного Капитана, его Помощника и запустить старт работы «скрытых камер».

Дежурный Капитан (ДК) – важное лицо в организационной структуре Лагеря друзей. Сначала, кстати, были разные варианты с названием ответственного за текущую организацию дня лица – Дежурный Командир, Дежурный Штурман.… Да и сейчас это название не совсем устойчиво, но оно более отвечает морской романтической «окраске» «Дружной» и Лагеря друзей. Однако дело не в названии, а в функциях.

Дежурный Капитан– лицо ответственное за текущую организацию дня, вот в чем его главная функция. Прежде всего, на нем лежат все режимные моменты, за исполнением которых ДК следит с самого утра.

Утром он приходит раньше всех и отмечает прибывших и отсутствующих. Далее под его руководством проходит исполнение гимна, утреннее приветствие и зарядка, которую проводит или он или его Помощник. Во время записи новой песни он с Помощником отправляется в столовую с данными о количестве участников лагеря и накрывает на стол. По приходу лагеря в столовую организует творческий «заход» в столовую. Оставляя Помощника убирать столы, возвращается «на базу» и проводит рассадку «по коробочке» перед началом рабочего дня.

В течение дня все организационные моменты проходят под его руководством. Он находится рядом с ведущим дня и помогает ему при необходимости. Все технические моменты, как-то раздвижка столов и кресел, сдвигание стульев, раздача блокнотов на час искусства, смена «скрытых камер», раздача и сбор листов бумаги, построение отряда на карусель или гусеницу и множество других – проходят с помощью его или под его руководством. У него есть право присваивать штрафные баллы нарушителям законов лагеря.

В середине «часа искусства» он с Помощником отправляется в столовую. Там повторяются все утренние процедуры. ДК опять оставляет Помощника для уборки столов, а сам идет на базу для выполнения еще двух важных функций.

Сначала он дает под запись одну из «архивных» песен первочкам лагеря с тем, чтобы они быстрее наполняли свой песенный «багаж» и догнали остальных. Затем он проводит «Игровую площадку». На ней он должен представить новую игру под тем названием, которое выпало ему из коробочки, а затем, если есть время, сыграть с ребятами в дежурную игру. К этому времени из столовой возвращается и его Помощник, который тоже представляет друзьям свою новую игру.

Далее по такому же алгоритму им организуется полдник, по возвращении с которого ДК рассаживает всех на «огонек», на котором становится его ведущим. На самом огоньке он говорит последним, подводя итог уходящему дню.

Наконец, после назначения или избрания нового ДК он передает ему красную повязку дежурного вместе со своими обязанностями.

ДК, как правило, назначает организатор или вожатый лагеря. Но иногда в особых случаях, когда необходимо, чтобы ДК обладал безусловным авторитетом для всех участников, например перед походом, проводятся выборы ДК.

После своего избрания или назначения уже сам ДК выбирает себе Помощника. У нас постепенно сложилось правило, что ДК должен выбрать себе помощника из меньшего «по рангу» участника лагеря. Так как Дежурными Капитанами становятся в основном старички лагеря, то помощников они выбирают из первочков и второгодников. Так организуется преемственность руководящего опыта.

Помощник Дежурного Капитана (ПДК) является правой рукой Дежурного Капитана и помогает ему выполнять все обязанности. Но у него в отличие от ДК нет права присвоения штрафного балла. Он только может просить об этом ДК.

Первым ДК у нас по традиции становится «лучший друг» прошлого лагеря. Как наиболее опытный человек он должен показать пример в работе всем последующим ДК. Он сам может себе выбрать Помощника.

Итак, Дежурный Капитан и его Помощник определены. Осталось запустить работу «скрытых камер». Что это такое?

«Скрытая камера» - это «фиксатор» всех происходящих в лагере событий. Ее задача постоянно вести Журнал Лагеря друзей.

Для нее организуется особое место с хорошим обзором. У нас это – парта, стоящая на сцене, за которой удобно наблюдать за всем происходящим в зале. На парте находится Журнал лагеря и набор ручек, карандашей и фломастеров – техническое оборудование «скрытой камеры».

Ребят нужно хорошо проинструктировать о методах ее работы.

Первый, абсолютно необходимый этап работы «скрытой камеры» - это постоянный ответ на вопрос – «что?» Что происходит в данный момент в лагере?

«Скрытой камерой» обязательно выделяется название дела, упражнения, процедуры, в которой в данный момент задействованы участники. Тут недопустимы какие-либо провалы и «белые пятна», иначе скрытая камера просто не справилась со своей основной функцией.

Но это только поверхностный и самый простой этап ее работы.

На втором этапе «скрытая камера» должна ответить на вопрос – «как?» То есть объяснить, как проходит та или иная процедура, как она организуется, какие в ней этапы и организационные приемы. Идеал здесь, напоминает ведущий, чтобы человек ни разу не сталкивавшийся на практике с подобным делом, мог по его описанию полностью представить себе все его этапы и провести его самостоятельно.

Важность именно такой «детальности» работы скрытой камеры объясняется двояким образом. Во-первых, каждый участник, задумав провести в своем классе какое-то лагерное дело, может найти его описание в журнале и легко повторить все его этапы и процедуры. Во-вторых, зафиксированные «скрытой камерой» дела – это «золотой фонд» Лагеря друзей. Так чтобы и через несколько лет уже новые друзья, взяв в руки журналы прошлых лет, могли использовать в своей работе этот бесценный и большей частью уникальный опыт.

Таким образом, ответы на вопросы: «что?» и «как?» - это два необходимых условия работы полноценной «скрытой камеры».

Но есть еще и третий этап, который не обязателен, но желателен, так как придает «живость» работе «скрытой камеры», создает ее неповторимый стиль. Это так называемый «комментарий». Наиболее искусные «скрытые камеры», если они выполнили два предыдущих этапа, могут дать свой комментарий происходящим в лагере делам и событиям. Насколько удачно с точки зрения «со стороны» проходит то или иное дело, все ли друзья заинтересованно в нем участвуют, какие возможные ошибки допускает ведущий или наоборот интересные находки применяет, и как это сказывается на общей работе лагеря. И еще масса других комментариев вплоть до упоминаний о влиянии погоды и собственном настроении. Но при одном только условии – если выполнена основная работа в ответах на вопросы «что?» и «как?». Эти вопросы лучше дать ребятам под запись.

Время работы очередной «скрытой камеры» - один час. Она выбирается «по коробочке», и за их своевременной сменой следит ДК.

Не пожалею места и времени и приведу пример работы «скрытой камеры» на одной из палуб общения в качестве образца. Конечно, далеко не все смогут подняться на такую «художественную» высоту, граничащую уже с искусством, как это удается Жене, многократной лучшей «скрытой камере» по итогам нескольких лагерей, но стремиться к этому нужно всем участникам:

«МОРЕ ПРИВЕТОВ!

Наконец-то я – скрытая камера! Давно забытое чувство дикой ответственности – за всем нужно следить и быть в курсе событий! Но, в принципе, это даже хорошо.

Только что завершилась рассадка на палубу общения. Сейчас идет «разбор полетов» - считают штрафные баллы. Первым за ширму отправился Витя. Ну что ж, первочок, пусть узнает все прелести!..

Итак, палуба. На разминке одно из новых, по крайней мере, мне неизвестных упражнений – «Запаздывающее зеркало». «Разминается» Мурат. Он выполняет движение, а все должны отражать предыдущее. Получилось неплохо и даже весело.

Теперь на месте штурвального Юра. Здесь дело сложнее: во-первых, нужно «запаздывать» на 2 движения, а во-вторых – движения у него такие изощренные…

Но они оказались сложными и трудными для лагеря, и А.И потребовал вторую попытку. Получилось получше, но всем надо тренироваться.

Хоть это и сложно, А.И. захотелось еще усложнить «Зеркало» - опаздывать на три движения. Задание требует максимальной концентрации, но пока все справляются и даже очень неплохо…. Саша не столь сложные движения взял, но все равно это достойно восхищения. Салют!

Переходим к чтению Д.З. Его тема сегодня «Меня злит, когда…». А.И. вводит новую традицию – вручение звезды за лучшее Д.З. Традиция требует доработки. Но продолжим…

Первое Д/З принадлежало Мурату. Прикольное. Он и вчера получил звание «Лучший домашний работник». Затем были Таня, Света с реальными причинами злости. А затем Рома – кандидат на звание «Самого неузнанного». Но и меня никто не угадал! Оказывается, многие не любят, когда их не слушают, обманывают, обзывают и т.д. А вот Вадим не любит, когда ему не продают пиво в «Паттерсоне», толкают телегу о том, что «я такой и такой». Вадима трудно не угадать – он у нас особенный, и его почти все угадали.

Автора следующего Д/З раздражает все в Алене К., включая ее саму. Нам интересно, кто это… Конечно, Юра!

Кто-то не любит, когда за спиной чихает муравей, виснет компьютер, и из его шкафа берут носки. Оригинально!

У Вани было довольно загруженное Д/З. У Зины – достаточно открытое. Вообще, я согласна со многими мнениями. И меня многое в этом злит. Наверно, многие и в кругу согласны, ведь многих угадывают минимум 5 человек.

Бедная Алена К.! Она вся целиком и полностью бесит уже 2-х человек, но второй не открылся. Аленке интересно, кто это, но все равно автор не открылся. Я бы, наверно, обиделась.

Она-то и была автором последнего письма. Максимальное число «дом. работников» угадал Вадим – 6 человек. Ему по праву – Салют!

Индивидуальные звездочки за самое глубокое Д/З от А.И. и Люды получил Ванек, и вполне заслуженно. Двойной Салют!

На очереди – упражнения штурвальных.

Начали с Ромы. Он скажет всем, кому доверяет, а кому нет. После долгих раздумий мы получили такие результаты. 4-м он доверяет полностью. Они (Саша, Вадим, Юра, Ваня) так и думали. «Половинчатых» оказалось 5-ть. А вот совсем он не доверяет 7-ми человекам. Ромику доверяют и не доверяют примерно те же самые люди. Оно и понятно: друзья – не друзья.

После долгих прений между старичками вышел Мурат. Тут – модификация на тему «Лучшее – худшее качество». Он должен выйти, а мы будем думать не просто о хорошем и плохом качестве, а о «двойном» - «Он хороший, но злой» (для примера). Во время обсуждения получил третий балл Вадим, уже второй «отверженный». Он пришел на смену Вите. А мы слушаем его объяснительную:

1-й балл – в лесу отказался искать «дружбу в деревьях»;

2-й балл – не станцевал цыганочку;

3-й балл – после обеда за взрыв петарды.

Его проблема в том, что он не понял и не объяснил, какие качества «помогли» ему получить баллы. Но все согласны его принять, и Витя снова в кругу. Хотя я бы его не пустила. Он, похоже, плохо осознает смысл лагеря.

Но вернемся к качествам Мурата:

- «умный, но застенчивый», Саша;

- «добрый, но скромный», Лена;

- «умный, но нетворческий», Света;

- «умный, но нетактичный», Таня.

Не со всем я согласна, но… Он сейчас считает, что 1-е качество назвал Дима, 2-е -
Вика, 3-е – Ксюша, 4-е – Юра.

Ему трудно было предполагать, ведь многих он не знает, и, как кажется, его многие не знают. Посмотрим, каковы его качества.

Он считает, что «нетактичный» ему подходит, а «застенчивый» и «скромный» - не слишком.

Его качества – «отзывчивый, но ленивый». Салют!

Уже и накрывать пошли. Скоро полдник. Ура!

А пока еще штурвальный – Таня. Ее упражнение – «Ромашка». Всем нужно решить, за что ее можно любить и за что можно не любить. Она человек новый, поэтому будет интересно. Все готовы. Поехали!

«А» - любит за общительность;

«Ю» - не любит. «Ты с нами не гуляешь!»

«И» - не любит за отсутствие творчества;

А «Г» отказался говорить, а почему, не сказал.

Таня выбрала Лену. Она любит ее за общительность; не любит за то, что не гуляет.

Странной показалась «нелюбовь» за «не-гуляние». Салют!

Палуба закончилась.

Засветка чувств. В принципе, палуба была интересной.

Ура. Полдник!

Ну, вот, все покушали. Сейчас меня сменят. Следующая камера – буква «И». Пока! Good bye! Женя».

По поводу «скрытых камер» добавлю еще вот что. Попутно решается вопрос с лагерной документацией и отчетностью. Журнал всегда легко показать любому проверяющему или просто заинтересованному человеку. По окончании работы лагеря я подшиваю в него все «засветки чувств», домашние задания, материалы некоторых дел, наклеиваю фотографии, а в результате журнал приобретает вид пухлого тома. Но этот том дорогого стоит. Это материализованная хроника работы и опыт очередной лагерной смены.

Итак, первая «скрытая камера» отправляется на свое место. Все организационные вопросы улажены, можно давать старт работы и «отправляться в плавание».

В этом у нас выработался простой ритуал прощания. Вся «команда» выстраивается на «палубе» и говорит «прощальные» слова воображаемым друзьям и родственникам, которые остаются «на берегу». После этого мы все вместе исполняем гимн России, и с этого момента вплоть до итогового дня и исполнения гимна «Дружной», мы считаемся находящимися в «плавании». Это наиболее общая игровая установка Лагеря друзей, напоминать о которой в случае различных коллективных «сбоев» бывает полезно.

Команда спускается и в первый раз под руководством ДК рассаживается по коробочке. Ведущий при этом говорит о том, что с такой рассадки будет начинаться каждый рабочий день, и главная цель этого – помощь в реализации 1-й цели. Каждый раз, попадая в новое окружение, любой участник имеет возможности для установления новых контактов и дружеских отношений.

Естественно, что первоначальные «рассадки» по коробочке всегда вызывают напряжение, ибо разрывают старые дружеские связи, точнее создают пространственные препятствия к их поддержанию. Цель здесь - добиться того, чтобы каждый чувствовал себя комфортно в любом окружении. Это есть самый лучший показатель установления дружеских отношений со всеми участниками лагеря.

Итак, организационные моменты завершены, но оргпериод продолжается. Лагерь сформировался пока лишь формально, теперь стоит задача реально включить в действие все законы дружбы и вдохнуть жизнь в формирующийся коллектив. На это уходит около двух дней и формально оргпериод завершается линейкой открытия лагерной смены, на которой вместе со «Звездочкой» представляется и первая смена лагеря «Солнышко», наших младших друзей и подопечных. К этому времени Лагерь друзей уже должен начать жить полноценной коллективной жизнью. Как раз на налаживание этой жизни и направлены основные усилия организатора.

(продолжение следует... здесь)

общее начало - здесь