Найти тему
Елена Чудинова

Памятник Есенину - и снова о совсем других памятниках и скульптурах (завершая разговор о "гениях")

Памятник Рудольфу Нуриеву на кладбище Святой Геновефы в Лесу
Памятник Рудольфу Нуриеву на кладбище Святой Геновефы в Лесу

Не мне пришло в голову это противопоставление. Заимствую из френд-ленты. Но очень захотелось развить мысль.

Памятник этот - единственный в своем роде, поставлен в 1996 году. Эскизы Энцо Фриджерио, работа Франчески Фабби.

Он не просто изумляет - он вызывает нечто вроде шока. Мозаичная работа (более 80 000 элементов) создает полную иллюзию настоящего ковра, только что наброшенного на могилу. Это любимый ковер танцовщика (он был коллекционером) но, сколь ни странно, ковер похож на погребальную пелену старых времен.

Иллюзия настолько реальна, что некоторые туристы не могут его не пощупать, не верят.

Сделав тленную материю (в прямом смысле материю - ткань) нетленной и каменной, авторы бросают вызов времени. Нам не дают признать утрату прошлым. Словно бы только что наброшена на гроб пелена, только что разошлись скорбящие, или даже не разошлись еще, а где-то рядом... Это "только что" будет длиться столетиями.

Это можно разглядеть лишь уткнувшись носом. Сколько труда вложено в шедевр! Простого труда, тяжелого и долгого.
Это можно разглядеть лишь уткнувшись носом. Сколько труда вложено в шедевр! Простого труда, тяжелого и долгого.

И не надо быть ни искусствоведом, ни специалистом по смальте, чтобы понять: да, это необычно, но это невероятно талантливо. Идея смела, исполнение совершенно.

И не надо нас уверять, что в этого "Чехова" вложен особый труд.
И не надо нас уверять, что в этого "Чехова" вложен особый труд.

Но - как описал в далекие-далекие семидесятые годы П.В.Палиевский, так всё и продолжается до сих пор: чтобы заявить кого-то "гением", надо непременно противопоставить его "обывателям".

До сих пор вспоминаю баснословное мнение г-на Гнилорыбова: мол этим "Есениным" мы проверим москвичей - способны ли они воспринять "новое". Гнилорыбов нас проверит. Меня, к примеру, чей двоюродный дед имел квартиру на Бульварах, впоследствии, ясен день, "уплотненную". Проверит Гнилорыбов. Меня, кто в отрочестве бегал к Северным воротам Донского, ночью в канун Рождества, Гнилорыбов может знать, с какой целью? Сомневаюсь...

А почему едва ли Гнилорыбов и Быков найдут такого москвича (петербуржца, пермяка) что, побывав на экскурсии по французскому кладбищу, станет смеяться над памятником Нуриеву, как мы этой осенью смеемся над таким "Есениным"?

Даже если посетитель кладбища - самый "простой" человек, всё равно уж смеяться он точно не станет.

А памятники - в отличие даже от надгробий - они не для "непростых". Они для всех горожан.

А г-н Потоцкий переходит в атаку: мол пошлому обывателю подавай златокудрого красавчика, а не страдающего поэта. Угу.

Только вот почему же этому негодяйскому пошляку и любителю золотых кудрей есть дело до памятника? Кудри давно истлели. Может статься, пошляк всё же читает стихи? А в стихах, вот незадача, в самом деле есть березы.

Как же наскучила эта "элитарность" на пустом месте. Закончу опять же крайне уместной цитатой из статьи "К понятию гения":

"Массовая, разд­робленная, как планктон, элита, готовая, однако, издать, если нужно, соединенный клич; это она поддерживает со­вершенно особенную атмосферу, неизвестную по прежним временам и так же мало изученную, как и сам тип нового гения, где мысль о принадлежности, обособленности, касте, как будто преодоленная, вдруг распространяется «по рядам»."

Как давно сказано... А словно сегодня. "Соединенный клич" звучит всю осень.

(Изображения взяты из открытого доступа)

"