Религиозные догматы часто диктуют обществу правила жизни. При этом все может оказаться настолько причудливым, что людям, выросшим вне господствующей доктрины очень сложно не то что принять, а просто понять логику иных поступков. Хотя адепту, знакомому с правилами игры с детства, поверить в отсутствие здравого смысла собственных верований и поступков просто невозможно – он знает только такую картину устройства мира и самым тщательным образом пытается вписаться в нее.
Ацтеки слыли великими затейниками. По их мнению риск остановки Солнца и падения Луны был весьма реален. А боги, которые отвечают за все это небесное хозяйство, питаются человеческими сердцами и кровью. Следовательно, чтобы боги продолжали выполнять свою неловкую миссию без сбоев, их следует сытно кормить. Что ацтеки и делали по мере сил своих, на полном серьезе полагая, что тем самым спасают мир.
Кормить богов можно было, сдавая донорскую кровушку (для чего делались небольшие ритуальные порезы на лицах). Но разве можно насытить большой пантеон с такой организацией? Куда проще отдавать богам всю наличную кровь. Конечно, себя для таких целей как-то жалко, вот и приходилось использовать для подобных целей военнопленных. Людей современных шокируют масштабы человеческих жертвоприношений в империи ацтеков. А ведь они, по сути, просто заботились о мире и предотвращали всеобщий катаклизм.
По этой причине ацтекские воины стремились не убить врага, а захватить его в плен, чтобы потом принести в жертву трофейного бедолагу. И потому основным оружием считался макуауитль – оружие, похожее на крокетную битву, дооснащенную обсидиановыми лезвиями. Такой дубиной-мечом можно было и убить, но чаще стремились ранить противника, чтобы тот ослаб или просто оглушить – оружие вполне такую тактику допускало. Достаточно было развернуть его и хлопнуть противника по маковке стороной, не усеянной острым обсидианом.
Соответственно, воины требовались особые. И в армии ацтеков подобная элита существовала. Их звали воины-орлы и воины-ягуары – в зависимости от тотемного образа, которому они подражали поведением и гримом. А по рангу и функциям это были очень похожие формирования.
У ацтекских "ягуаров" и "орлов" имелось нормальное летальное оружие – копьеметалка с набором копий, копье, топор, если повезет. Но основным считался уже упомянутый деревянно-каменный меч.
Общество ацтеков делилось на две касты, два класса – крестьян и знать. И не всегда сословность передавалась по наследству. Социальный лифт работал в обе стороны. И самым простым способом повысить свой ранг оказалась служба в армии – за проявленную доблесть заслуженный воин принимался в ряды знати.
Ацтекское общество той поры практиковало всеобщую воинскую обязанность. Мальчиков приучали к войне с раннего возраста, так что по сути это была всеобщая воинская повинность. Хотя формально в армию попадали не все – только те, кого назначали жрецы. А еще ацтекские солдаты в то время при отсутствии текущей войны могли возвращаться к привычному, доармейскому ремеслу.
Новобранец имел только плащ и набедренную повязку. Но, как только он брал кого-то в плен, его повышали, разрешая пользоваться защитными приспособлениями. А еще в наряд его добавляли всяческие дополнения, вроде канвы на плаще, доспехов или рисунков на повседневной одежде.
При захвате четырех пленных воин имел право пойти в ряды ягуаров или орлов. И это был наиболее действенный социальный лифт, благодаря которому крестьянин становился знатью. Но при этом и ягуары, и орлы не считались самыми престижными частями. Поскольку выше находились еще две ступени – отомис и куачике. Причем переход от одной ступени к другой имел вариации. Отличившийся воин имел право выбора: остаться в своей части, но уже на командирской должности, или перейти рядовым в более престижное подразделение. К слову, для перехода в ранг стриженых (куачике) требовалось захватить два десятка военнопленных.
Помимо шкур и перьев воинам ягуарам и орлам полагался стеганый панцирь из хлопка, внутренние слои которого еще и специально просаливались. Любопытно, что конструктивно эти доспехи походили на защиту из льна времен Александра Македонского. И такая экипировка в климате Мексики куда лучше сохранялась, чем железные кирасы, в которых и воевать-то из-за жары не получалось. Доходило до того, что испанские солдаты меняли свои стальные нагрудники на индейские разработки.
Но ни удобное защитное снаряжение, ни боевой опыт не спасли особые отряды от исчезновения – после завоевания испанцами ацтекской империи от прежней воинской элиты сохранились только многочисленные рисунки и статуэтки, изображающие воинов в шкурах ягуаров или птичьих костюмах.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала