Важнейшими источниками, из которых мы получаем сведения о состоянии древнерусской медицины, являются легенды, предания, былины. В них мы черпаем знания о взглядах людей на различные вопросы жизни, в том числе о человеческом организме и процессах, происходящих в нем. Другим источником, дающим ценный материал о медицине Древней Руси,являются заговоры, поговорки, пословицы, поговорки и т. д. Притчи, по словам В. Это сокращенные притчи, имеющие большое значение для изучения истории народа. Среди этих ресурсов одно из главных мест занимают древние целители и травники. Несмотря на то, что по своему внешнему виду они относятся к более позднему историческому периоду, они тем не менее содержат много традиционного материала, перешедшего в них из языческого периода русской истории.
Первичные зачатки русской народной медицины следует искать в медицине и колдовстве древних славян. Эта традиционная медицина отличалась одной особенностью, не характерной для начальных этапов западноевропейской медицины. Дело в том, что русская народная медицина не знала той жреческой организации, которая знаменует собой первые этапы развития медицины у римских и германских народов. Колдовство, заклинания, заклинания, основанные на вере в таинственные силы природы, являются преобладающими инструментами нашей архаической медицины наряду с простыми, чисто механическими средствами лечения телесных болезней.
В языческой Руси, олицетворявшей силы природы в своих божествах, старшие в роду (старшие, "калики переходье") были хранителями и носителями высших интеллектуальных знаний своего племени, в том числе и медицины. Они сочетали в себе практику внешнего религиозного богослужения, сохранение традиций и вещание закона. Вероятно, они также владели секретами первобытного медицинского искусства. "Калики переходье" исцеляет Илью Муромца, который, по нашим былинам, "сидел тридцать три года в селе Карачарово" и восстанавливал свои силы, давая ему "чашу медового питья"." Кстати, чем болел Илья Муромский? Скорее всего, рассеянный склероз, доселе неизлечимый. Но есть и мнение, что в детстве он перенес полиомиелит.
Культ предков древних славян также включал анимистические представления (Анима – душа). По мнению наших предков, особое место занимала реинкарнация (перевоплощение), основанная на идее особой жизненной силы, существующей отдельно от человека. Тот же самый физический облик принадлежит живому человеку, действующему, движущемуся, мыслящему и мертвому человеку, трупу, который выглядит как живой человек, но неподвижен, нечувствителен, потому что жизненная сила ("душа") отделилась от него где-то. Когда человек умирает, судьба древних славян, его душа или дух покидают тело так же "непосредственно". Судьба этих духов, по мнению древних людей, разная. Некоторые из них остаются на земле, творя добро и зло, в то время как другие отправляются на небеса и продолжают влиять на жизнь своих потомков. Считалось также, что души умерших ищут прибежища в животных, предметах, поэтому многие медицинские приемы были связаны с животными: при головной боли щенка клали на лоб, козу привязывали рядом с лихорадкой и т. д.
У древних славян предок назывался чур или Шур ("Чур меня"). Чур-держатель семьи. Заводчики дома-домовые. Глава племени должен был "поддерживать связь" с изначальными духами. Маги, волхвы, ведьмы и ведьмы также считались посредниками между человечеством и таинственными силами природы, игравшими значительную роль в древних летописях и в произведениях устной народной литературы. Поворачивается к волшебнику-помнишь? - Князь Олег: "что будет со мной в жизни?"эти посредники могли использовать свою силу как во благо, так и во вред человеку-исцелять или наказывать.
Кстати ,эта сила в основном приписывалась женщинам, поскольку, по мнению специалистов, " языческий идеал вообще приписывает женской особе мифическую сущность, обладает даром прорицания, колдовства, пророчества,знает тайны природы, а потому в ее руках хранится главным образом исцеление от болезней и, следовательно, колдовство, колдовство, чары, заклинания. Она находится в тесном контакте с мифическими силами, в руках как добрых, так и злых этих сил " . Целительская практика древних славян вызывала анимистические образы духов и богов-целителей. У восточнославянских народов оспа, холера, лихорадка-образ злой, некрасивой женщины. В России было 12 сестер-лихорадок: озноб, озноб, простуда и другие. Племена восточных славян финского происхождения были этнографическим элементом, который "вербовал" магов и волхвов. За ними, на севере, в глубине доисторических лесов, русский народ шел по "Волхову" даже после принятия христианства.
Анимистические представления древних славян основывались на природных явлениях-страхе смерти, страхе перед мертвыми. Даже вид умирающего больного вызывал чувство страха. По свидетельству арабских купцов, побывавших здесь в десятом веке. Волга, их поразило отношение к пациентам. Они отметили, что "если кто-то из них заболеет, они поставят палатку на некотором расстоянии от них и оставят им хлеб и воду. Они никогда не подходят к больному и не разговаривают с ним, тем более: они не навещают его в течение всего периода болезни... когда больной выздоравливает и встает с постели, он возвращается к себе...” Видимо, в этом случае древние славяне бессознательно использовали метод изоляции, который играл большую роль в профилактике инфекционных заболеваний.
При господстве таких воззрений, как анимизм, тотемизм, магия, основными методами лечения были заговоры и заклинания. Древние славянские обереги - это корень русской народной медицины. Все они имели определенную форму и строились строго по плану. Вот, например, типичный сюжет - от зубной боли: "как земляника вянет и вянет, так и делай ... (имя больного было названо) зубы мерзнут и немеют, по сей день, по сей час " .
На медицинских землях древних славян наблюдается смешение анимизма с фетишизмом(фетишизмом). Сюжет обычно относится к какому-то камню (латырь-камень), который лежит в "чистом поле "или"океане моря". Вся конспирологическая поэзия-лечение-построена вокруг этого камня. Подробно описаны различные типы этого заболевания и те части тела, из которых оно исключено. "Изгнание"," зачистка", "слияние" болезни-неизбежный аспект врачебных заговоров. Как правило, целитель обращался к Луне, ветру, воде, дереву. Главное значение имеют слова, но постепенно действия целителя вовлекаются в процесс заговора. Магические свойства передаются отдельным предметам. На медицинских сюжетах появляется так называемая шутка, с помощью которой пытаются перенести болезнь с человека на какой-то предмет.Для того, например, чтобы "установить змеевик" (лечить женский репродуктивный орган-матку), они обводили живот больной веником, надавливая и приговаривая: "твердая Береза на лозе стоичка, тогда будет змеевик на Месси, что крапча". Постепенно слова сменились символическими действиями. Во время трудных родов они прорубают топором узловатые колья, открывают окна,двери и т. д. На следующем этапе своего развития место символических действий целителя занимают символические лекарства-амулеты. В былинах сила героя передавалась другому вместе с его кровью. Былинный Святогор передает свою силу с пеной.
Распространенным методом лечения у древних славян было, как уже говорилось, "подметание" болезни, Для чего использовались розги, хлыст, метла. С помощью веника можно" обнаружить", вымести болезнь, которая защищает от любых повреждений, как бы подметая ее. Для этого они кладут на порог веник, вилку и топор; "разрядка" болезни-промывание водой-тоже очень распространенный метод лечения. Вода обладает очищающей силой у древних славян, и она кажется живым существом – ее боялись обидеть, ей поклонялись. "Разрезание" болезни-это тоже медицинская техника. Желая избавиться от болезни, они стригли себе волосы, ногти, жгли их, давали собаке в хлеб и т. д. Культ медицины был одним из истоков древнерусской медицины.
Читайте также: https://zen.yandex.ru/media/id/5f7ab371d19760113eb23a09/celitelstvo-5f7f522b0ed9ec1e0a3dae80