Здравствуйте.
В ноябре 1095 года на церковном соборе во французском городе Клермон папа Урбан II обратился с призывом к крестовому походу против мусульман: с оружием в руках отправиться к Святым местам, попавшим в руки турок, и восстановить свободу доступа паломников к Гробу Господа в Иерусалиме.
На самом деле официальные объяснения не объясняют всех причин этого события. Не похоже, чтобы паломничество было особенно затруднено турецким присутствием, или что в просьбе о помощи Алексея I Комнина, императора Византии, действительно существовала религиозная составляющая (думается, что присутствовало византийское желание задействовать западные силы для защиты Малой Азии и восстановление контроля над Антиохией).
Многие факторы подталкивают искать мотивацию импульса крестоносцев не на Востоке, а на Западе, где он имел глубокие корни. Сам выбор города Клермон как места папского воззвания связывает идеал крестоносцев с событиями западного христианства. Фактически, один из самых популярных маршрутов для поклонения святилищу Сан-Джакомо-ди-Компостела в испанской Галисии начинался из Клермона.
Предложение военного похода из этого места указывало на то, что насилие может быть частью живой веры, и что то же чувство, которое побудило верующих совершать паломничество в Галисию, может по праву привести их вооруженными в Святую Землю. Как это произошло, если учесть, что одной из заповедей христианства является «…не убий…»?
Очевидно, что предприятие крестоносцев явилось точкой слияния преобразований, которые в XI веке затронули общество и духовность Западной Европы. Четыре фактора были фундаментальными. Прежде всего, общее пробуждение Европы после 1000 года, когда закончились венгерские, мусульманские и викинговые набеги, которые атаковали Запад в предыдущие века.
Возникли условия для развития, которое было невосприимчивым к внешним атакам и, прежде всего, больше не было одержимо страхом. Прекращение общеевропейского осадного положения сопровождалось общим смягчением климата, которое способствовало расширению посевов и очистке земель, а также увеличению численности населения. Европа вновь начала двигаться, от торговцев до крестьян в поисках новых земель, от паломников, идущих к великим реликвиям, до безземельных дворян-рыцарей.
Короче говоря, были созданы предпосылки для расширения христианского Запада на новых пространствах. Здесь кроется второй фактор. Если термин «крестовые походы» в современной культуре обозначает военные кампании, нацеленные на земли Сирии и Палестины, то не следует забывать, что они были лишь частным аспектом более общего явления вооруженной экспансии католицизма, и что XI-XIII века были временем многих крестовых походов.
Реконкиста. Освобождение испанских земель стало символом борьбы Запада с миром ислама. Это был процесс, который завершился только в конце XV века, но именно в описываемый период он пережил свою наиболее значительную фазу, когда решение иберийской проблемы рассматривалось как вопрос, касающийся христианского мира в целом: папство обещало защиту и прощение грехов рыцарям, бросившимся в Испанию, которые в большом количестве собирались за Пиренеями.
Это была: а) религиозная миссия, б) момент утверждения аристократических военных традиций, в) экономическая операция. Короче говоря, три компонента, которые питали мечту крестоносцев о Востоке, и которые в XII-XIII веках привели к ещё одной экспансии западного христианства – в славянские и балтийские земли к востоку от Эльбы.
Колонизация проводилась методами крестоносцев, поэтому не случайно монахи-рыцари Тевтонского ордена, основанного во времена Третьего крестового похода на Святой Земле, были среди главных агрессоров. «Стадный принцип» во все времена имел важное значение, которое подводит нас к ещё одному объяснительному фактору. Прямой призыв к оружию был адресован аристократам и князьям, но всегда вовлекал огромные массы приверженцев – священнослужителей, странствующих проповедников, короче говоря – католиков, нашедших своё призвание в вооруженном паломничестве.
Аристократам было указано на цель ополчения ради Христа, жизнь на войне в защиту веры, а исламские народы и «языческие» славяне были указаны им как враги, с которыми нужно сражаться. Таким образом, агрессивность всего социального класса была намеренно направлена за границы христианского Запада в попытке контролировать средневековую военщину. Это намерение нашло своё наиболее оригинальное воплощение на Святой Земле, при создании религиозно-военных орденов (тамплиеров, госпитальеров, тевтонцев). В этом широком контексте Восточный крестовый поход кажется моментом высвобождения энергий, давно накопленных на европейском Западе, который, будучи осаждённым, в конечном счете, стал победителем.
P.S. Спасибо за прочтение и неравнодушие.