Весной 2017 года один из телевизионных каналов США показал передачу, в которой журналист Реза Аслан, пребывая в гостях у индуистской секты людоедов Агхори, в присутствии телекамеры отведал с ними человеческого мяса.
Данная ситуация вызвала негодование в Индии. Американского журналиста обвинили в том, что он пытается породить у людей страх перед индуизмом. Но Аслана это нисколько не задело. В социальных сетях он продолжил шокировать общественность. На его странице появилась провокационная запись, мол, по вкусу мозг трупа напоминает древесный уголь.
Выходка журналиста спровоцировала волну публикаций на тему каннибализма. А ученые даже представили масштабное исследование о том, как каннибализм действует на человеческий организм. Оказывается, поедание себе подобных грозит страшной пандемией.
По утверждению многих ученых, если бы люди практиковали антропофагию, они давно бы уже вымерли от гепатита и туберкулеза. Некоторые исследователи пытаются доказать, что людоедство завело бы человечество в тупик. Археолог из Британии Джеймс Коул заявил, что каннибализм никогда не смог бы стать полноценной альтернативой охоте на животных.
Свою гипотезу ученый построил на подсчете калорийности. Ведь мясо мамонтов содержит в сто раз больше килокалорий, чем человеческие мышцы. Убитого сородича племя неандертальцев ело бы всего половину дня, в то время как туши быка или носорога хватило бы на пару недель. Из этого эксперт делает вывод, что истории о каннибализме первобытных людей сильно преувеличены.
Но что стоит за столь активными попытками убедить нас, что антропофагии не было и нет? Может, все дело в том, что от нас намеренно пытаются скрыть нелицеприятную правду? Возможно ли, что, несмотря на развитие цивилизации, в эпоху величайших научных открытий человек человеку – все-таки волк, вернее, каннибал?
Так бы тебя и съел
В России все больше людей бесследно исчезают. Ежегодно мы по необъяснимым причинам теряем 120000 сограждан – население небольшого города. Во всех других странах цифры такие же шокирующие. Куда же пропадают люди? Неужели многие из них – жертвы каннибалов? Эксперты уверены: с массовым людоедством давно покончено, но в единичных случаях каннибализм продолжает существовать.
Об этом не принято говорить. Общество пытается отгородиться от реальных случаев, перемещая свой ужас перед людоедами в сферу иллюзорного. Ганнибал Лектер – пожалуй, самый известный и растиражированный образ маньяка-убийцы, пожирающего себе подобных. Этому экранному герою нельзя отказать в интеллекте и даже некотором обаянии.
Но что представляют собой реальные каннибалы? Каковы истинные мотивы и логика преступника, рискнувшего переступить табу? Что движет чудовищем? Весной 2013-го в Пензе приговорили к пожизненному заключению 24-летнего маньяка Александра Бычкова. Орудовал убийца в городе Белинский, что в Пензенской области. Подробности своих злодеяний он заносил в дневник. Начинается тетрадь фразой, что нет ничего лучше охоты на человека.
Судебно-психиатрическая экспертиза установила, что Бычков отдавал отчет собственным действиям, и признала его вменяемым. Его преступления вызвали шок у людей. По городу даже поползли слухи, что за людоедом стояла некая таинственная секта, которая направляла его действия. Полиция уверяла, что это не так. В самом деле, возможно ли, чтобы на территории современной России до сих пор сохранялись отдельные поселения, где живут людоеды?
Это кажется неправдоподобным, но только на первый взгляд. В Рунете можно найти целые сообщества каннибалов. О чем договариваются люди в этих закрытых группах, можно только догадываться. Специалисты убеждены: новички приходят сюда не в силу прирожденной кровожадности, ими руководит необузданная жажда славы.
Психиатры уверяют: люди, реализовавшие себя, никогда не смогут нарушить общественное табу в отношении каннибализма. Однако, как показывает практика, это не всегда соответствует действительности. Бывают случаи, когда чудовищные наклонности становятся делом всей жизни и даже приносят доход.
Нигерия, штат Анамбра, февраль 2014 года. В небольшом городке на юге государства обнаружен ресторан, где открыто кормили клиентов человечинкой. Об этом жутком месте стало известно, когда местный священник по незнанию отведал здесь одно из таких блюд. Пастор немедленно обратился в полицию. Эксперты говорят, что для Африки в этой истории нет ничего необычного.
Любопытный факт: потребовалось два года, чтобы официально закрыть ресторан. Может быть, местным властям трудно бороться с укоренившимся традициями? Впрочем, бывают случаи, когда сами представители власти совершают чудовищные преступления.
Жан Бедель Бокасса – диктатор, провозгласивший себя императором. Тринадцать лет он правил одной из стран в Центральной Африке. Известно, что император не только отдавал некоторых своих политических оппонентов на съедение крокодилам и львам, но и сам употреблял в пищу лидеров оппозиции.
Чего нужно бояться больше – демонстративного людоедства или бесчеловечного отношения к тем, кто нас окружает? Если вдуматься, за такими понятиями, как травля на работе, охота на богатого жениха, стоит все тот же каннибализм. Может быть, нам создают иллюзию безопасности, чтобы мы стали более беззащитны и управляемы?
Параллельно с этим массмедиа и творцы современного искусства постоянно расширяют границы допустимого. То, что еще вчера казалось отвратительным, сегодня воспринимается как норма.
Современный кинематограф тиражирует образцы маньяков-людоедов. Они непременные герои многих триллеров и ужастиков. Общество незаметно становится более терпимым к другим преступлениям. Ведь ничто не сравнится с тем отвращением, которое люди испытывают к каннибалам.
А дальше, возможно, нас всех заставят поверить, что ничего такого страшного в каннибализме нет. Что естественно, то небезобразно, утверждают сторонники этой идеи и ссылаются на многочисленные примеры из мира животных. Братья меньшие едят себе подобных. Но должны ли распространяться на человека законы животного мира?
У множества представителей фауны каннибализм заложен в генетическую программу. Наиболее известный пример – поведение самки богомола. Она начинает пожирать самца еще в процессе спаривания. Как говорится, ничего личного. Самке необходимо огромное количество белка для развития будущего потомства. И это далеко не единственный пример.
Себе подобных поедают и львы, причем не для утоления голода. Печальная участь постигает исключительно детей льва-соперника. Поедают сородичей крысы, медведи, шимпанзе, которые, как считается, обладают высоким интеллектом.
А что же у людей? Ученые выделяют два вида антропофагии: экзо- и эндоканнибализм. Во втором случае едят своих сородичей. Это явление распространено в Новой Гвинее и Южной Америке. Для аборигенов это было формой погребального обряда. Часто умерших ели только женщины. Логика простая: женщина дает жизнь и она же должна поглотить мертвое тело, чтобы род возродился, и на свет появились новые младенцы.
Гораздо более изощренным на этом фоне выглядит экзоканнибализм, когда едят чужаков. Это определенное священнодействие, смысл которого в том, чтобы присвоить силу врага. Казалось бы, столь примитивным представлениям не должно быть места в современном мире.
Так ли это? Небезызвестный белинский маньяк на допросе признался, что убийства и кровавые пиршества вселяли в него уверенность в себе.
Выходит, хомо сапиенс не так далеко ушел от своего прародителя – хомо антецессора. Этот вид людей считается самым древним гоминидом Европы. Судя по находкам, сделанным в пещерах вблизи горной деревни Атапуэрка на севере Испании, древние люди были каннибалами. При этом антропофагия не была связана с какими-либо ритуалами.
Почему же тогда в обществе появилось табу на каннибализм? Оно было всегда, утверждает часть исследователей, убежденных, что вся история людоедства – выдумки. Но есть и другая теория. Люди по своей природе – каннибалы. В это трудно поверить, но человеческая плоть в Средние века считалась крайне эффективным лекарством. Применение находилось любой части тела или органу. Кровь вообще наделяли мистическими свойствами. Достаточно вспомнить легенды о Дракуле. Кстати, в ранних версиях этих преданий граф был куда кровожаднее, он еще и поедал тела жертв.