Найти в Дзене

Как я проверял свою семейную легенду

Являясь обладателем очень редкой иностранной фамилии, я почти никогда не задумывался о её происхождении. Когда люди слышали её впервые, то они часто по несколько раз переспрашивали о правильном написании. Мой дед умер когда мне было лет 12. Отец ничего мне не рассказывал о предках. Подростком я иногда слышал, как мама говорила, что наша фамилия пришла от отчима моего деда. Данное объяснение было

Являясь обладателем очень редкой иностранной фамилии, я почти никогда не задумывался о её происхождении. Когда люди слыли её впервые, то они часто по несколько раз переспрашивали о правильном написании. Мой дед умер когда мне было лет 12. Отец ничего мне не рассказывал о предках. Подростком я иногда слышал, как мама говорила, что наша фамилия пришла от отчима моего деда. Данное объяснение было вполне приемлемым для меня и я принял его как факт. Да и другие родственники поддерживали эту версию.

Семейная легенда гласила: моя прабабка была замужем за одним мужчиной по фамилии Фёдоров. От него у неё было двое сыновей 1910 и 1919 годов рождения (младшим был мой дед). Потом прабабка вышла замуж за другого мужчину. Он и усыновил моего деда примерно в 1933 году, дав своё отчество и фамилию. Что случилось с Фёдоровым -- никто толком не знал. Его старший сын женился, прожил несколько лет и умер ещё до своего тридцатилетия. Прабабка умерла ещё раньше. Дед остался один. В 1939 году его призвали в армию, а потом война.

Как я понял, дед мало что рассказывал о своём детстве даже детям. По-крайней мере, мой отец ничего такого не помнил. Лишь скупые факты типа места жительства. Мне и этого никто не рассказывал.

Когда моя жизнь начала отсчитывать пятый десяток, я узнал от своего кузена, что умерла жена брата моего деда. И она якобы несколько раз говорила, что мой дед был очень похож на своего отчима. Это показалось нам интересным и мы решили, что надо бы разобраться с семейной легендой.

Кузен нагуглил в Петербургском историческом архиве дело о каком-то однофамильце, чьё имя совпадало с именем отчима деда. Других людей, живших на рубеже 19-20 веков, и имеющих такое имя и такую финскую (как оказалось!) фамилию поиск в интернете не показывал. Я сходил в архив и выписал из дела все сведения о его семье. При помощи генеалогического сайта myheritage.com и других специализированных генеалогических сайтов Финляндии, я нашёл много полезного об его предках и даже информацию о том, когда и из какой части Финляндского княжества семья его отца приехала в Санкт-Петербург.

Особую важность представляла информация о том, когда отец отчима деда женился, на ком и в какой православной церкви они венчались.Пришлось засесть за метрические книги, благо они доступны онлайн. Я нашёл записи о рождении семерых братьев-сестёр отчима деда и о некоторых их супругах, детях. На это ушло более полугода.

В это время я стал задумываться над такой вещью, как тест ДНК. Идея была простой: если семейная легенда неправильна, то я обнаружу в известном мне финском генеалогическом древе нескольких генетических совпаденцев. Если легенда правильна, то никаких финнов в результатах своего теста ДНК я не увижу. Выбрав американскую лабораторию FTDNA, через три месяца я получил результат. Он меня ошеломил: примерно 70% всех выявленных генетических родственников составляли карелы, финны и скандинавы. Но не было ни одного человека из генеалогического древа отчима моего деда.

Иными словами, я не получил ответ на главный вопрос: “да или нет?” А полученный ответ ещё больше меня запутал. Что делать? Логика подсказала то, о чём я должен был подумать с самого начала -- тестировать надо было не себя, а моего отца. Почему я этого не сделал? Я хотел обойтись “малой кровью” и никого не впутывать в свои поиски. Не получилось. Я заказал тестовый набор своему отцу. Ну и заодно своей матери. Прошло ещё несколько месяцев и я получил новые результаты: у отца среди генетических родственников было на пару тысяч карелов, финнов и скандинавов больше, чем у меня, но нужных персон не было и у него. У матери результаты были скромнее, но немало финнов со скандинавов нашлось и у неё. (Более того -- выяснилось, что некоторые её генетические родственники являются генетическими родственниками и для моего отца. Т.е. у отца и матери были общие финские/карельские предки!)

Но на главный вопрос ответ я так и не получил.

Тогда я решил, что надо вести архивные поиски и дальше… ближе к нашим временам.

(Но работал я не только с петербургским архивом. Я сделал ещё один тест своей родственницы, с которой я не имел родство по мужской линии и выяснил, что многие карельские/финские генетические совпаденцы имеются у нас по линии моей бабушки, которая была родом из Новгородской губернии. В окрестных деревнях проживали потомки карел, которые переселились туда в конце 17 века из территорий, отошедших к Швеции в 1617 году. Заодно я нашёл в новгородском архиве записи о предках бабушки и смог выявить всех жителей её деревни до середины 17 века. Более ранние исторические документы не сохранились. Я вернулся к поискам предков по мужской линии.)

Работая с делами раннего советского периода, я разыскал свидетельство о браке моей прабабки и отчима деда, датируемое двумя годами позже даты рождения моего деда. Само свидетельство о рождении деда (и/или записи о его крещении) я не нашёл, как ни старался. Но нашёл запись о крещении брата деда, в которой была приписка о признании отцовства со стороны упомянутого Фёдорова, его отца. Эта приписка была написана в год совершеннолетия. По семейной легенде, примерно в это же время деда усыновил его отчим. Это показалось странным.

Благодаря расспросов родственников выяснилось, что семья моего деда и семья племянника его отчима несколько послевоенных лет проживали в одной ленинградской квартире. Раздумья над этим фактом привели меня к мысли, что если я найду живых потомков этого племянника, то тест ДНК расставит все точки над i. Я решил пойти в соответствующий ЖЭК и посмотреть имена детей этого человека и последующие адреса, где они жили. Но в жилконторе мне сказали, что старые домовые книги готовятся к отправке в архив. Пришлось ждать почти год, пока соответствующий архив принял эти книги и стал выдавать их для просмотра. Дальнейшие мои поиски выявили современные адреса.

Я решил наведаться, но не все предполагаемые родственники были рады общению. Но нашёлся один, который заинтересовался. Я поделился всей известной информацией и предложил сделать тест ДНК. Согласие было получено. Результаты теста показали, что мы -- четвероюродные братья. Семейная легенда не подтвердилась. Жена полукровного брата деда была права. На выяснение этого факта у меня ушло в общей сложности шесть лет.

Прямая мужская линия в моём генеалогическом древе
Прямая мужская линия в моём генеалогическом древе

Но финских родственников с нашей фамилией нет и в результатах его теста.

Выводы:

Нельзя принимать на веру всё, что родственники говорят о предках. Они могут что-то позабыть, исказить или просто получить уже неправильную информацию. При поиске предков желательно использовать весь доступный инструментарий.