Помню из детства эту машину моего деда - ВАЗ 2101 или в простонародье "Копейка". Купил он ее (по воспоминаниям своих детей) где-то в начале 70-х. По завещанию автомобиль отошел моей тете, но требовал ремонта. Им так никто и не занялся, в результате чего легенда советского автопрома последние 15 лет простояла в старом гараже, заваленная всякой утварью.
А тут у меня представилась возможность увидеть раритет. Первым делом интересно было узнать точный год выпуска Копейки. Насколько она близка к первым экземплярам. Документы у тети где-то завалялись, - поэтому мне предстоял занимательный квест по опознанию.
По фото выше разбирающиеся в теме сразу заметят, что кузов относится к другой, более поздней модели ВАЗа, - 2106 или Шестерке. Объяснение простое: оригинальный корпус стал ржаветь, поэтому дед в 90-х купил новый кузов от Шестерки и собственноручно, не спеша, перевешивал на него все узлы. Определить год выпуска кузова оказалось самым простым, - по специальному номеру под крышкой капота ближе к лобовому стеклу.
В череде букв и цифр сразу видна модель - 2106, а вот литера Т в середине обозначает год выпуска. Свершившись по таблице в Интернете, я понял, что кузов был выпущен в 1996. Но дальше задача усложнялась. Ведь под капотом у Жигулей на заводе крепили и шильдик с идентификационным номером автомобиля, а также годом выпуска. Однако он сгинул в утилизации вместе с гниющим кузовом...
Погуглив прямо в гараже, узнал, что о годе выпуска машины могут рассказать стекла, естественно при условии, что они не менялись. Осмотрел дедовские, - клеймо на них стояло старого дизайна, и это давало надежду.
Слева от аббревиатуры ЗНП проставлялась последняя цифра года изготовления, а буква справа отвечала месяцу. Точно такие же штампы на остальных стеклах определенно свидетельствовали, что их выпустили в ноябре 1970! Напомню, что первый серийный образец ВАЗ-2101 сошел с конвейера 9 сентября 1970. Получалось, что машина моего деда была практически одной из первых.
Меня взял задор, и дальше я захотел узнать и номер двигателя. Оказалось, что посмотреть на его у первых Копеек не так-то и просто. До 1974-75 годов номер выбивали в неудобном месте на торце движка, за вентилятором охлаждения. К этому месту, и подлезть трудно, и на него постоянно летит масло вперемешку с грязью. Хорошо, я знал, где искать! Протерев налет, увидел заветные цифры:
Порядковый номер двигателя у дедовской Копейки оказался таким: 0024142. Пришлось снова проконсультироваться в Интернете, что могут сказать такие данные. По статистике к концу 1970 года в Тольятти выпустили 21530 автомобилей, - за четыре месяца это 175 машин в день! Несложная арифметика дает основания полагать, что авто моего деда было выпущено в середине января 1971.
Когда я рассказал о своем открытии отцу, то он подтвердил - эти Жигули в его семье приобрели зимой, где-то после новогодних праздников. Он просто не был уверен насчет года. Теперь все стало ясно.
А в бардачке машины я нашел страховку, подписанную моим дедом незадолго до своей кoнчины. Вот такой своеобразный "привет" из прошлого. Может не стоит продавать/утилизировать раритет, а оставить как память?