Наверное, большинство людей хотя бы раз слышали о таком феномене как «эмоциональное выгорание» (СЭВ). Чаще всего его рассматривают как вариант профессионального стресса у медицинских работников, педагогов, менеджеров и других профессий, в которых необходимо постоянно общаться с другими людьми.
По данным МКБ-10 эмоциональное выгорание относится к категории переутомление. И, исходя из этого, мне кажется, что рассматривать данное явление только с точки зрения профессиональных стрессов не совсем верно. Ведь не только люди помогающих профессий и сферы услуг сталкиваются с необходимостью решения чужих проблем и регулярного проявления эмпатии. В подобной ситуации оказываются также люди, в семье которых появляется человек с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это могут быть пожилые родственники с соматическими и психическими заболеваниями (например, человек с переломом шейки бедра, сахарным диабетом, болезнью Альцгеймера и т.д.), новорожденные дети, лица, перенёсшие инвалидизацию в результате травмы или несчастного случая, онкобольные родственники, дети с различными заболеваниями (детский церебральный паралич, умственная отсталость, аутизм и т.д.).
И, если для медицинского персонала или преподавателей проводят тренинги и семинары по работе со сложным контингентом, а также проводят (хоть и не везде) дополнительные профилактические мероприятия по СЭВ, то человек, в семье которого появился человек с ОВЗ, остаётся один на один со своей проблемой.
В последние годы, к счастью, «особое» родительство стали рассматривать в психологии как вариант психологической травмы, семейного кризиса и стресса, которые затрагивают всех членов такой семьи. Подобные нарушения характерны для лиц, перенесших различные катастрофы, аварии и тяжелые психотравмирующие ситуации. Тяжелое заболевание ребенка, приводящее его к инвалидности, расценивается как посттравматический синдром.
И, в свою очередь, профилактика СЭВ, избавление от чувства вины, стыда, повышение самооценки родителей станет ключом к принятию возникшей ситуации и осознанию, что их ребенок такой, какой есть, и он нуждается в любви, защите, внимании, безопасности и т.д.
Сейчас я обучаюсь в магистратуре на направлении «Кризисная психология» и в этом канале мне хочется разместить то, что не укладывается в бюрократический язык диссертации и научных статей. Хочется разложить эту проблему по полочкам и постараться найти рабочий инструмент, используя который родители «особенных» детей смогли бы сделать свою жизнь понятнее и счастливей.