Михаил Шемякин - личность, мягко говоря, выдающаяся. За свои 77 лет он где только ни был и что только ни пережил. Его называют и русским, и американским, и французским художником. Хотя, по факту, в России он прожил всего лет 15, и большая часть из них пришлась на крайне тяжелые подростковые годы и какую-то абсолютно невыносимую юность.
Родился Шемякин в Москве, затем до 15 лет рос в Восточной Германии, а потом снова вернулся с семьей в Россию. Во взрослом возрасте - эмигрировал в Париж, потом в США, а затем в пригород Парижа... Перемещения художника сравнимы с кругосветками путешественников эпохи Просвещения. Каннибалы в этой истории отсутствуют, зато есть место другим сумасшедшим вещам, которые легко подходит под просторечное определение "всякий треш".
Итак, 10 ФАКТОВ О МИХАИЛЕ ШЕМЯКИНЕ:
1. Художника отчислили из института живописи имени Репина за "несоблюдение норм соцреализма" и "развращение сокурсников". Что бы вы ни подумали - забудьте. Он просто показывал в университете "запрещенку" в виде всяких западных каталогов. Вылетел с четвертого курса и ни разу об этом не жалел, если судить по интервью.
2. В шестидесятые, после череды доносов на Шемякина, он загремел в психиатрическую больницу. Полгода таблеток и уколов практически превратили его в овощ. Картинами художника иллюстрировали "вялотекущую шизофрению": именно такой диагноз был указан в его медицинской карте. Современные биографы художника шутят, что это была его первая выставка.
3. Шемякин стремился к искусству как мог. Пять лет художник отработал в Эрмитаже такелажником -занимался транспортировкой тяжелых грузов и демонтажем. Однако после того, как директор музея решил устроить выставку картин Шемякина, художника уволили.
4. Шемякин организовал творческое объединение "Петербург", в рамках которого вместе с Владимиром Высоцким занимался переосмыслением иконописи. Несколько лет художник прожил в Псково-печерском монастыре в качестве послушника.
5. В Нью-Йорке Шемякин является членом Нью-Йоркской академии наук и академиком искусств Европы. Здесь с его творчеством знакомы с семидесятых. А вот в родной России с Шемякиным познакомились лишь к 90-м годам.
6. В России Шемякина знают, прежде всего, по статуе Петра I в Петропавловской крепости. Художник выполнил ее, ориентируясь на посмертную маску императора, хранящуюся в Эрмитаже. Но вот с пропорциями явно не угадал: пытаясь сделать Петра Великого "в натуральную величину", художник увеличивал тело, но почти не прикоснулся к голове. В итоге посетители крепости смеются над маленькой царской головой.
7. Еще одна знаменитая и действительно уникальнейшая работа Шемякина - "Гофманиада": кукольный мультфильм на мотив всех известных сказок Гофмана. Шемякин работал над куклами, но в результате попросил не указывать его в качестве главного художника, поскольку не был согласен с концепцией режиссёра.
8. Шемякин черпает вдохновение из окружающего мира. Причем, речь идет не только о природе, но и о каких-то максимально бытовых и даже совсем неэстетичных вещах. Например, о мусоре или собачьей моче, разводы которой художник фотографировал на улицах Парижа.
Распечатки фотографий Шемякин слегка подкрашивает гуашью, после чего считает их завершенными произведениями искусства. Называет это "garbage art" или "мусорное искусство". Что ж, не поспоришь.
Одна из ключевых серий художника посвящена листьям деревьев: он говорит, что в коллекции "Гербариум" уже больше сотни тысяч различных экземпляров.
9. Вообще многие вещи у художника измеряются сотнями тысяч. Например, как-то раз в сломанном кране в ванной комнате Шемякин с супругой насчитали 50 тысяч различных образов, в том числе, всяких мифических русалок и других существ, которых художник затем воплощал на бумаге. Кстати, он верит в память воды: якобы, образы, которые он зарисовал сегодня, возвращаются назавтра в водяной струе.
9. Воображение Шемякина - отдельная тема для разговора.Художник видит образы даже в выключенном телевизоре, чем нередко пугает людей, плохо знакомых с этой его особенностью.
"Помню, я лежал в больнице после операции на сердце, и соседи по палате вызвали ко мне врача: им казалось ненормальным, что я подолгу пристально смотрю в экран выключенного телевизора. А я в отражениях в этом экране отчетливо видел мастерскую Рембрандта: мольберт, странных людей, и с большим наслаждением наблюдал за тем, что там происходит". (Интервью The Art Newspaper Russia).
10. Одна из самых знаменитых серий Шемякина - "Воображаемый музей". Вообще сам он одно время характеризовал свое искусство как "метафизический синтетизм" - нечто из глубин подсознания, фрейдистское или даже юнговское, тяжело поддающееся описанию, существующее на грани бессознательного. Объяснить тяжело, но еще тяжелее понять, поверьте.
Спасибо за ваш интерес! Ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал: впереди много странного и необычного ;)