Наука изучает причины поведения собак по примирению.
Разве собаки прощают? Они социальные животные, поэтому вполне понятно, что они склонны к сотрудничеству и минимизации конфликтов. Но что происходит, когда случается небольшая стычка или драка? Прощают ли собаки или затаили обиду? Как собаки переходят от ссоры к новым отношениям, и почему они беспокоятся? Хотя иногда они просто уходят и оставляют друг друга в покое, они часто проходят через процесс примирения.
Примирение - это общий термин, обозначающий “примиряющее” поведение между агрессором и жертвой после конфликта. Он был изучен у многих видов — в основном у приматов, - но обсуждение причин, лежащих в основе разрешения конфликта у собак, включает в себя множество различных возможностей. Чтобы узнать больше о том, “почему” за поведением примирения у собак, исследователи наблюдали собак, взаимодействующих друг с другом в парке; в течение восьми месяцев, в 72 одночасовых сеансах, они наблюдали взаимодействие между 177 собаками.
Эти собаки не очень хорошо знали друг друга; вместо того чтобы быть давними друзьями, они были лишь слегка знакомы, если вообще знали друг друга. Большую часть времени собаки фыркали, резвились и играли без каких-либо конфликтов. Но иногда вспыхивал конфликт, который давал ученым возможность сравнить поведение до и после события.
Ученых интересовали три гипотезы. Во-первых, что целью собачьего примирения является восстановление отношений. У социальных животных индивиды нуждаются друг в друге для получения пищи, безопасности, тепла и всех других благ групповой жизни; после конфликта они должны восстановить хорошие отношения. Во-вторых, это примирение действует для восстановления социального порядка и прояснения статуса каждого индивида. Это говорит о том, что люди с более низким статусом должны вести себя почтительно по отношению к другим, чтобы примириться с ними. И, в-третьих, это примирение действует для уменьшения стресса и неопределенности вокруг потенциальных будущих конфликтов и агрессии. Снижая неопределенность, уровень стресса снижается.
Цель исследования состояла в том, чтобы проверить эти три идеи о разрешении конфликтов и причинах их возникновения. В конце исследования только один из них соответствовал тому, что они видели в 14 конфликтах с участием 22 собак: неопределенность и снижение стресса лучше всего объясняли поведение собак. Это единственная гипотеза, которая была подтверждена данными, которые показали, что и жертвы, и агрессоры демонстрировали примирительное поведение по отношению друг к другу после конфликта.
Как жертвы, так и агрессоры были более склонны к партнерству после конфликтов, чем раньше, и их партнерское поведение было направлено друг на друга, в отличие от других собак в этом изученном районе. Когда агрессоры проявляли большую агрессию после конфликтов, она была направлена на других собак, а не на их жертв в первоначальном конфликте.
Кристина Уолтерс является ведущим автором исследования, которое было ее дипломным проектом. Профессор Мелисса Шайан-Норуолт, доктор философии, одна из ученых, проводивших это исследование, была советником тогдашнего студента Уолтерса. Шайан-Норуолт заинтересована в изучении паттернов примирения между людьми и собаками отчасти потому, что в своей частной практике она видела случаи, когда собаки кусали своих хозяев, а затем действовали “извиняющимся образом".
Есть еще много чего узнать о примирении у собак, в том числе о том, насколько оно отличается для людей, которые знают друг друга, по сравнению с теми, кто этого не знает. Шайан-Норуолт наблюдал собак в одной семье, которые не мирились, а вместо этого расходились после каждого конфликта. Она отмечает, что даже когда собаки примиряются " важно помнить, что примирение снижает риск повторной агрессии только в этой непосредственной ситуации. Он не предсказывает будущее поведение. Это не извинение—это " эта ситуация закончилась, давайте двигаться дальше...".
Исследователи продолжают спорить о том, насколько тесно примирение в животном мире приближается к прощению, извинениям и другим человеческим конструкциям разрешения конфликтов. Но говорят, “ошибаться - это по-человечески, прощать - по-собачьи”.