Найти тему

Вера Полозкова." Просто Вера или.." Эссе с открытым финалом.

 Вера Полозкова с детьми.
Вера Полозкова с детьми.

Вера Полозкова. Бренд "здесь и сейчас». Урбанистический писатель. Современный Северянин, на которого ходят толпами.

Наша современница, сделавшая поэзию событийной, бытовой, гениальной до упрощения, сложной до простоты.

Она говорит вместе с нами, смеется вместе с нами, плачет, отчаивается, заканчивает жизнь и начинает жизнь с каждым новым днем, раскованно учит французский, говорит о Венеции простыми совершенно словами, в совершеннейшей манере - о ее небе, лодках и воде.

Полозкова абсолютно гармонична вот в этой синусоиде, амплитуде времени, может писать совершенно планшетно, и о боли вселенского масштаба, о боли смерти - / в больничной палате, быть может, после того как бросили тебя?/ и о боли маленького ребенка, потерявшего игрушку.

Поэзия Веры Полозковой – свободное дыхание, иногда взахлеб: обо всем, что волнует, что бесит, что трогает. Свободный дискурс, и паузы в монологе или диалоге нет.

И даже библейские мотивы она берет «на карандаш», и так тонко их обыгрывает, что нет лакун и нет пустот, и ты поневоле запоминаешь стихи, строчки, а если и не запоминаешь, то просто в тебе, внутри, эти строчки живут, образно говоря, «распадаются на атомы, на молекулы», потом всплывают в подсознании, когда ты вовсе и не просил, и не до них и не до определений. Вот так, как это стихотворение:

Побудь с яблоком, с его зёрнами,

жемчужной мякотью, алым боком, —

а не дискутируя с иллюзорными

оппонентами о глубоком.

ну, как тебе естся? что тебе чувствуется?

как проходит минута твоей свободы?

как тебе прямое, без доли искусственности,

высказывание природы?

здорово тут, да? продравшись через преграды все,

видишь, сколько теряешь, живя в уме лишь.

да и какой тебе может даться любви и радости,

когда ты и яблока не умеешь.

-2

О Полозковой то и дело говорят: « ранняя слава испортила, поэт странный, поэт для шоу - публики, поэт, зависящий от публики!» Может быть, и так, может быть, Полозковой, и много, и с избытком. Чувственно, зримо. То, что есть в стихе, ты можешь потрогать.

Да, такое настало время - плещет, много всего, и с избытком: информации, боли, открытости, ерничества.

И тут уж мы вольны выбирать. Да и не всегда нам нужен весь поэт целиком. А только, например, отдельные его крупинки, и искры и слова. и образы.

Такие, как в стихотворении «Сужено - ряжено»:

Гадание

Чуши не пороть.

Пораскованней.

— Дорогой Господь!

Дай такого мне,

Чтобы был свиреп,

Был, как небоскреб,

Чтобы в горле рэп,

А во взгляде - стеб,

Чтоб слепил глаза,

Будто жестяной;

Чтоб за ним как за

Каменной стеной;

Туже чтоб ремней,

Крепче, чем броня:

Чтобы был умней

И сильней меня;

Чтобы поддержал,

Если я без сил,

Чтобы не брюзжал,

Чтобы не бесил,

Чтобы был холен,

Чтобы был упрям,

Чтоб «У этой вон –

Идеальный прям!»

Чтобы, пыль вокруг

Каблуком клубя,

Он пришел и вдруг –

«Я люблю тебя».

И все написано, составлено «в волшебный столбик», в родном, русском, святочном стиле. Снежное, невесомое, хрупкое до хрустальности. Человечье. Никакой ни русалки, а просто - влюбленной девушки, со смятенным, добрым сердцем, взбалмошной, простой, но не пустышки.

И не стану верить, что вам ну, никак не вспомнились при чтении хоть строчка из « Онегина» с его святочным гаданием Татьяны. Или Жуковский со Светланою сказочною . Или Гоголь, с его метапрозой, где и миф, и снег, и сон. И вечера волшебные. Неужто - не так?

Дмитрий Быков, как человек серьезный и ироничный, пишет, смеясь, что Вера Полозкова остро нуждается в тишине и сосредоточенности, чтобы спала с нее вся шелуха и мы тогда получим современного, очень сильного поэта, которому подвластны многие темы.

-3

Так ведь - уже получили. Того, что Верою Полозковой написано, особенно в последней книге «Фотосинтез», кажется с лихвою хватит, чтобы остаться в памяти молодого поколения, чтобы перелистывали, перечитывали, чтобы цитировали, как Равшана Куркова или Агния Кузнецова – не навзрыд, а на выдохе, естественно. Свободно. Когда так формируется сознание, мир Души, характер, это уже много. Если речь идет о поколении. Или даже об одном человеке.

· Вера Николаевна Полозкова - поэт, автор нескольких поэтических сборников. В числе последних «Фотосинтез».

· Человек, возродивший жанр музыкально - поэтических вечеров, своеобразных джазовых агит концертов, с элементами театрального действа, шоу, мюзикла.

· Мама троих детей.

· Работает в разнообразных жанрах поэзии, пишет детские стихи, стихи в форме ироничных монологов, короткие эпиграммы, острые стихотворения на злобу дня или какую то тему философскую, волнующую всех: старость, взросление, расставание, смерть.

· Стихотворения, написанные в раскованной лирической манере, часто слегка /или сильно/
упрощенной лексикой, в форме диалога, имеют второе дно, многоплановость, восходящую вообще к традициям поэтов Средневековья, русских классиков или поэтов элегической римской традиции, масштаба И. Бродского или Р. Фроста.

· Вера Полозкова - молодая женщина, тридцати четырех лет, не красавица, но и не уродина, очень обаятельная, полная, искренняя, смешливая и дерзкая. Такая же, как все мы. Именно поэтому мы ее с вами и читаем.

Я оставляю финал своего эссе о Вере Полозковой открытым. Мне отнюдь не все в ее поэтике и стиле нравится. Чего то я и вовсе не приемлю, не понимаю. Но я считаю искренне, что ее поэтический мир огромен, он способен меняться, он открыт всем нам, он будет расти. И следить за развитием творчества Веры Полозковой и быть с ней почти «на одной волне» - безумно интересно. Стоит все это того. А как считаете Вы?

@ Лана Астрикова.