Вера Полозкова. Бренд "здесь и сейчас». Урбанистический писатель. Современный Северянин, на которого ходят толпами.
Наша современница, сделавшая поэзию событийной, бытовой, гениальной до упрощения, сложной до простоты.
Она говорит вместе с нами, смеется вместе с нами, плачет, отчаивается, заканчивает жизнь и начинает жизнь с каждым новым днем, раскованно учит французский, говорит о Венеции простыми совершенно словами, в совершеннейшей манере - о ее небе, лодках и воде.
Полозкова абсолютно гармонична вот в этой синусоиде, амплитуде времени, может писать совершенно планшетно, и о боли вселенского масштаба, о боли смерти - / в больничной палате, быть может, после того как бросили тебя?/ и о боли маленького ребенка, потерявшего игрушку.
Поэзия Веры Полозковой – свободное дыхание, иногда взахлеб: обо всем, что волнует, что бесит, что трогает. Свободный дискурс, и паузы в монологе или диалоге нет.
И даже библейские мотивы она берет «на карандаш», и так тонко их обыгрывает, что нет лакун и нет пустот, и ты поневоле запоминаешь стихи, строчки, а если и не запоминаешь, то просто в тебе, внутри, эти строчки живут, образно говоря, «распадаются на атомы, на молекулы», потом всплывают в подсознании, когда ты вовсе и не просил, и не до них и не до определений. Вот так, как это стихотворение:
Побудь с яблоком, с его зёрнами,
жемчужной мякотью, алым боком, —
а не дискутируя с иллюзорными
оппонентами о глубоком.
ну, как тебе естся? что тебе чувствуется?
как проходит минута твоей свободы?
как тебе прямое, без доли искусственности,
высказывание природы?
здорово тут, да? продравшись через преграды все,
видишь, сколько теряешь, живя в уме лишь.
да и какой тебе может даться любви и радости,
когда ты и яблока не умеешь.
О Полозковой то и дело говорят: « ранняя слава испортила, поэт странный, поэт для шоу - публики, поэт, зависящий от публики!» Может быть, и так, может быть, Полозковой, и много, и с избытком. Чувственно, зримо. То, что есть в стихе, ты можешь потрогать.
Да, такое настало время - плещет, много всего, и с избытком: информации, боли, открытости, ерничества.
И тут уж мы вольны выбирать. Да и не всегда нам нужен весь поэт целиком. А только, например, отдельные его крупинки, и искры и слова. и образы.
Такие, как в стихотворении «Сужено - ряжено»:
Гадание
Чуши не пороть.
Пораскованней.
— Дорогой Господь!
Дай такого мне,
Чтобы был свиреп,
Был, как небоскреб,
Чтобы в горле рэп,
А во взгляде - стеб,
Чтоб слепил глаза,
Будто жестяной;
Чтоб за ним как за
Каменной стеной;
Туже чтоб ремней,
Крепче, чем броня:
Чтобы был умней
И сильней меня;
Чтобы поддержал,
Если я без сил,
Чтобы не брюзжал,
Чтобы не бесил,
Чтобы был холен,
Чтобы был упрям,
Чтоб «У этой вон –
Идеальный прям!»
Чтобы, пыль вокруг
Каблуком клубя,
Он пришел и вдруг –
«Я люблю тебя».
И все написано, составлено «в волшебный столбик», в родном, русском, святочном стиле. Снежное, невесомое, хрупкое до хрустальности. Человечье. Никакой ни русалки, а просто - влюбленной девушки, со смятенным, добрым сердцем, взбалмошной, простой, но не пустышки.
И не стану верить, что вам ну, никак не вспомнились при чтении хоть строчка из « Онегина» с его святочным гаданием Татьяны. Или Жуковский со Светланою сказочною . Или Гоголь, с его метапрозой, где и миф, и снег, и сон. И вечера волшебные. Неужто - не так?
Дмитрий Быков, как человек серьезный и ироничный, пишет, смеясь, что Вера Полозкова остро нуждается в тишине и сосредоточенности, чтобы спала с нее вся шелуха и мы тогда получим современного, очень сильного поэта, которому подвластны многие темы.
Так ведь - уже получили. Того, что Верою Полозковой написано, особенно в последней книге «Фотосинтез», кажется с лихвою хватит, чтобы остаться в памяти молодого поколения, чтобы перелистывали, перечитывали, чтобы цитировали, как Равшана Куркова или Агния Кузнецова – не навзрыд, а на выдохе, естественно. Свободно. Когда так формируется сознание, мир Души, характер, это уже много. Если речь идет о поколении. Или даже об одном человеке.
· Вера Николаевна Полозкова - поэт, автор нескольких поэтических сборников. В числе последних «Фотосинтез».
· Человек, возродивший жанр музыкально - поэтических вечеров, своеобразных джазовых агит концертов, с элементами театрального действа, шоу, мюзикла.
· Мама троих детей.
· Работает в разнообразных жанрах поэзии, пишет детские стихи, стихи в форме ироничных монологов, короткие эпиграммы, острые стихотворения на злобу дня или какую то тему философскую, волнующую всех: старость, взросление, расставание, смерть.
· Стихотворения, написанные в раскованной лирической манере, часто слегка /или сильно/
упрощенной лексикой, в форме диалога, имеют второе дно, многоплановость, восходящую вообще к традициям поэтов Средневековья, русских классиков или поэтов элегической римской традиции, масштаба И. Бродского или Р. Фроста.
· Вера Полозкова - молодая женщина, тридцати четырех лет, не красавица, но и не уродина, очень обаятельная, полная, искренняя, смешливая и дерзкая. Такая же, как все мы. Именно поэтому мы ее с вами и читаем.
Я оставляю финал своего эссе о Вере Полозковой открытым. Мне отнюдь не все в ее поэтике и стиле нравится. Чего то я и вовсе не приемлю, не понимаю. Но я считаю искренне, что ее поэтический мир огромен, он способен меняться, он открыт всем нам, он будет расти. И следить за развитием творчества Веры Полозковой и быть с ней почти «на одной волне» - безумно интересно. Стоит все это того. А как считаете Вы?
@ Лана Астрикова.