Здравствуйте, сегодня я расскажу вам что такое кварто-квинтовый круг и зачем он нужен.
Содержание:
1 Кварто-квинтовый круг тональностей. Общая информация
2 Строение круга
3 Как пользоваться кругом тональностей
4 Заключение
1. Кварто-квинтовый круг тональностей. Общая информация
Кварто-квинтовый круг тональностей – это одна из базовых вещей, необходимая для понимания музыкальной теории и гармонии. Понимание принципа построения этого круга поможет существенно облегчить сочинение композиций для любого музыканта, а также поможет в импровизации и составлении аранжировок. В данной статье мы подробно расскажем о том, что такое кварто-квинтовый круг тональностей, как построить его самостоятельно и в дальнейшем использовать его.
2. Строение круга.
Перед тем как мы перейдём к строению кварто-квинтового круга давайте вспомним появления знаков альтерации в миноре или же мажоре.
Итак, диезные тональности располагаются по чистым квинтам вверх. Первая квинта строится от ноты «до», то есть от тоники До мажора, чистой тональности без знаков. Квинта от «до» — это «до-соль». Значит, нота «соль» становится тоникой следующей тональности по квинтовому кругу, это будет тональность Соль мажор и в ней будет один знак – фа-диез.
Следующую квинту строим уже от звука «соль» — «соль-ре», полученный звук «ре» — тоника очередной тональности квинтового круга – тоника гаммы Ре мажор, в которой два знака – два диеза (фа и до). С каждой построенной квинтой мы будем получать новые диезные тональности, и количество диезов будет все более возрастать, пока не достигнет семи
На внешней стороне круга (чёрные буквы) расположены мажорные тональности, в кругу обозначены минорные тональности.
3. Как пользоваться кругом тональностей
1.Транспонирование тональности
Кварто-квинтовый круг поможет вам для транспонирование аккордов в тональности, если, например, композиция для вас слишком высокая или низкая. Данный способ поможет вам выделить самые удачные ключи для модуляции.
Снова выберите тональность. Следующий и предыдущий ключ от нее – самые удачные для модуляции, поскольку имеют родственные друг другу аккорды. После этого просто сдвиньте трезвучия композиции на квинту вверх или кварту вниз, в зависимости от того, в какую сторону происходит модуляция. Если мы берем все тот же до-мажор, то ближайшие в нему ключи – Фа-мажор и Соль-мажор.
Поэтому ноты
C D E F G A B
Превратятся в
F G A Bb C E Или G A B C D E F(диез)
Соответственно.
2. Определение знаков альтерации в тональности
Схема была описана во втором пункте.
Квинта от «до» — это «до-соль». В соль мажор будет один знак – фа-диез.
квинта «соль» — «соль-ре», Ре мажор, в которой два знака – два диеза (фа и до)
3. Параллельные тональности
Если вы все делали правильно, то по итогу у вас должен получиться круг минорных и мажорных тональностей, где на внешней стороне находится мажор, а на внутренней, под ними, минор. Тональности, которые находятся друг под другом параллельны друг другу, и имеют внутри себя одни и те же ноты, только в разной последовательности.
4. Заключение
Кварто-квинтовый круг тональностей – это хороший и удобный инструмент, которым должен овладеть каждый музыкант. С первого взгляда он может показаться сложным, однако вы сможете быстро ориентироваться в нем, как только разберетесь в его построении. Я настоятельно рекомендую освоить данный материал, поскольку без него у вас могут возникнуть сложности в импровизации и сочинении музыки.
Благодарю всех кто дочитал эту статью.
Если возникнут вопросы, смело задавайте их в комментариях.