Вопрос моральности и аморальности в компьютерных играх довольно тонкий и спорный, потому что всё зависит от позиции оценивающего.
У разработчиков и без того хватает ограничений, связанных с рамками жанра (слишком новаторские идеи могут и не оправдаться коммерчески), законодательством, а также необходимостью не повторяться. При этом в игровой индустрии существует очень серьёзная конкуренция. Сейчас создано уже столько игр, что охватить их не в силах ни один геймер. А это означает, что приходится разными способами привлекать к себе внимание.
Следовательно, поле проигнорированных так или иначе тем постоянно сужается. Можно смело утверждать, что найти проект на любую тему в игровом мире вполне реально. Однако разработчики всё же учитывают и законодательные ограничения, и существующую цензуру, и потенциальную реакцию аудиторию. Поэтому некоторые темы гласно или не очень, но всё же обходятся в большинстве случаев стороной.
Важный момент: с учётом независимых разработчиков нельзя сказать, что какие-то вопросы в принципе не затрагиваются. То есть в данной статье речь идёт скорее о тенденции. Кроме того, говоря о табу, стоит учитывать ещё, о какой стране или же о каком конкретно регионе идёт речь. Например, если в США сложно себе представить компьютерные игры, эксплуатирующие тему 11 сентября, да ещё и в против американской стороны, так и в ряде исламских стран трудно вообразить себе проекты, в которых мусульмане будут представлены негативно.
Свежее горе
Тема человеческого горя весьма благодатная. Это то, что автоматически цепляет, что позволяет сразу же привлечь внимание определённой аудитории. Однако обращаться с ней нужно довольно осторожно. Яркий пример — “Сталкер”, который поднял тему Чернобыльской катастрофы, но сделал это отвлечённо.
Во-первых, события здесь происходят всё же в выдуманном мире. Во-вторых, игра создана по мотивам не только самой катастрофы, а литературного произведения, написанного в связи с трагедией. То есть цепочка довольно сложная, что и защищает отчасти разработчиков. Хотя полностью от критики это их не уберегло.
Но нужно отметить, что тему свежего горя разработчики стараются не эксплуатировать. Например, игр о Второй мировой войне довольно много, а вот о Чернобыльской катастрофе — уже меньше, об 11 событиях 11 сентября — ещё меньше. Скорее, эта трагедия упоминается, но вскользь, она не в фокусе внимания. И совсем трудно себе представить, что какой-то разработчик создаст проект через несколько лет после трагедии.
Издевательство над окружающими
С этой темой разработчики тоже стараются быть осторожными. Например, все помнят серию игр “Как достать соседа”. Здесь речь идёт о розыгрышах, далеко на самом деле не всегда таких уж безобидных. Но всё подано в шуточной, местами пародийной форме. То есть специально так, чтобы воспринять происходящее всерьёз ни у кого не получилось. Игра, кстати, была очень популярной в своё время.
Совсем другое дело, когда ущемление прав окружающих, издательство и просто аморальное поведение становится частью геймплея всерьёз. Это уже порождает другие вопросы, причём вполне закономерно. В качестве примера можно привести игру Bully. Она предлагала выступать за школьного хулигана, который мог издеваться над окружающими: стрелять из рогатки, разрисовывать баллончиком стены и т. д. Игра вызвала множество дискуссий, а в некоторых странах её даже запретили.
Оправдание дискриминации и преступлений
Деление выдуманных миров на чёрно-белый — достаточно условное. Всё большему количеству игроков хочется выступать не за безупречного героя, у которого всё в порядке и всё всегда получается, а за кого-то, кто может совершать проступки, страдать от разных зависимостей, но всё равно спасать мир и делать добрые поступки. Есть также ряд проектов, откровенно предлагающих взглянуть на мир глазами преступника.
Однако это очень тонкая тропа, с которой нужно быть предельно осторожным. Если сделать шаг не туда, есть риск оказаться среди тех, кто оправдывает подобное поведение. Последствия могут быть разными, начиная от полного запрета игры и заканчивая испорченной репутацией.
Взаимоотношения между странами
На тему политики создано довольно много игр. В целом ряде проектов известные личности, включая президентов, жёстко высмеиваются. Пародий хватает. Однако нужно отметить, что такие проекты создаются как раз в шуточной форме. При этом часто действительно остро социальные вопросы не затрагиваются. Во-первых, из-за цензуры. Во-вторых, из-за всё той же непредсказуемой реакции аудитории.
В мире компьютерных игр, кажется, не осталось неохваченных тем. Однако какие-то рамки у разработчиков всё же существуют. Особенно, если внимательно присмотреться.
Статья сделана коллективом сайта GamersGate.