Найти тему
Парковый

Невидимые профессии парков Москвы: какие неожиданности происходят на выставках?

Многие ли из нас задумываются о тех людях, которые работают в парках? Часто ли, прогуливаясь у фонтана или любуясь цветами, мы задаемся вопросом: «Чьи руки создают для нас с вами эту красоту и комфорт?».

Фотовыставка «Невидимые профессии парков Москвы» - специальный проект «Мосгорпарка», в котором рассказывают о сотрудниках столичных зеленых территорий.

Виктория Петухова, искусствовед, заведующий экспозиционно-выставочного отдела музея-заповедника «Царицыно»

Я начала учиться на искусствоведа в 28 лет. По первому образованию я психолог, но всегда любила искусство, обожала ходить в музеи, много читала. Учеба всегда давалась мне легко. После защиты меня сразу пригласили учиться в аспирантуру и работать в журнал «Русское искусство». Именно там, общаясь с кураторами и художниками, я поняла, что очень хочу работать в музее. Музей в то время динамично развивался. Удачно прошла собеседование, и меня взяли. Я пришла в «Царицыно» и сразу погрузилась в работу над экспозицией, посвященной Екатерине II. Нужно было общаться с дизайнерами, изучать списки экспонатов и многое другое. Благодаря этому за короткий срок я узнала музей и его коллекцию.

В течение рабочего дня я непрерывно придумываю выставки. На пять лет вперед, на три, на год. Это такой бесконечный «тетрис». Выставочный план собирается так, чтобы залы никогда не пустовали, экспозиции были интересными, а темы важными для посетителей. Также важно, чтобы темы были разные, но в равной степени значимые для музея: история создания архитектурного ансамбля XVIII века, декоративно-прикладное искусство ХХ века, садово-парковое искусство, современные практики.

В Царицыно 7000 квадратных метров выставочных площадей. Где-то высота потолков достигает семи метров, и там ювелирные украшения вряд ли будут смотреться убедительно. А где-то, как в зале с археологией, полумрак и низкие потолки, так что картины, написанные маслом, будет невозможно рассмотреть. Для каждой выставки мы изобретаем и комбинируем десятки возможностей, и эта работа мне очень нравится.

-2

Самое захватывающее в моей работе – это видеть, как из идеи, сформулированной буквально в двух словах, рождается живая выставка. Как она обретает реальные черты, благодаря интеллекту куратора и фантазии дизайнера обрастает смыслами и образами. Как дизайнер визуализирует кураторские идеи, и у выставки появляется цвет, масштаб, геометрия. До какого-то момента выставка живет только на бумаге, в электронной переписке с куратором и художником, а потом на моих глазах в пустых залах вырастают стены, начинают приезжать экспонаты, их расставляют в особом порядке на полках, на вернисаж приходят гости. И выставка начинает жить.

Неожиданные ситуации – это тоже часть нашей жизни. То ветер сдует установленную в парке скульптуру, и мы бежим ловить ее части. То картина, которую мы ожидали и для которой возвели стену, оказывается значительно больше заявленных в списке размеров. Тогда приходится придумывать заново экспозицию целого зала в считанные часы. Создание выставок – это живой, творческий процесс.

Каждый день у меня есть ощущение радости, возникающее от мысли, что я работаю в настоящем дворце. Меня не перестают удивлять и восхищать бесконечные запутанные переходы, тайные двери, скрытые комнаты. И все это посредине огромного парка, где и в любой момент можно выйти, посмотреть на белку, покормить утку. Это особое удовольствие.

Так как мне посчастливилось заниматься любимым делом, не приходится разделять работу и свою жизнь. Работа – это неотъемлемая часть моей жизни.

Познакомиться с другими героями, каждый из которых ежедневно трудится, чтобы мы могли отдыхать, созерцать, дышать свежим воздухом, гулять, кататься на велосипедах, посещать культурные мероприятия, заниматься спортом и просто наслаждаться жизнью, можно на фотостендах в парках Москвы.