В центре Москвы есть огромное количество любопытных мест, в которых будет интересно погулять каждому. Но иногда столица преподносит действительно удивительные сюрпризы, причем поражающие настолько, что при виде них невольно на губах появляется нелепая улыбка, а из уст вырывается бессмертный вопрос «Что это за...?»
Существованием этого прекрасного сюрреалистического объекта на теле московской архитектуры мы обязаны почившему на исходе 2019 года бывшему мэру Москвы Юрию Лужкову. Но вот почему это здание является апофеозом так называемого «Лужковского стиля» и даже является иллюстрацией одноименной статьи на Википедии, мы разберемся в этой небольшой статье.
Кто придумал такое построить и зачем вообще?
Перед вами широко известный у любителей московской архитектуры «Дом-яйцо». Достаточно незамысловатое название, настолько, что капитан Очевидность подал рапорт об увольнении, услышав его однажды, но, тем не менее, имя это прижилось. Зато все остальные события, окутывающие историю строительства этого здания, действительно очень интересны удивляет это строение не столько своей формой и местоположением – «яйцо» разместилось на пересечении улиц Машкова и Чаплыгина, на которых расположены, вполне себе обычные для центра Москвы, здания – от интересных своим фасадом доходных домов начала XX века и нескромного здания посольства, куда более скромной Латвийской Республики (фасад крашеный под золото), до вполне себе обычной кирпичной «сталинской» пятиэтажки, сколько эпопеей при проектировании и строительстве.
Начиналось все, как это водится, за здравие - проект здания подобной формы был разработан архитектором Сергеем Ткаченко (достаточно спорная фигура у любителей московской архитектуры - это один из тех специалистов, который занимался реставрацией исторических зданий по принципу «снести старье - построить внешне тоже самое, но просторнее и дешевле») по заказу Московской Патриархии для строительства в качестве родильного дома для христианской общины Вифлеема еще в 1998 году. Ничего абсурдного в таком проекте изначально не было, наоборот - в роддоме такой формы проглядывался нехитрый символизм. Однако, по каким-то причинам, строительство так и не началось (есть мнение, что сумма всех строительных работ была непосильна даже для бюджета Московского Патриархата) и проект был убран на полку.
Впрочем, пылью он покрыться не успел – к 2002 году здание было построено на улице Машкова, несмотря на огромное количество бюрократических проволочек (еще бы, на улице с исторической застройкой хотят построить жилое куриное яйцо размером с трехэтажный дом) на всех этапах строительства. Оно проводилось полулегально, да еще и точной информации об инвесторах в открытых источниках нет до сих пор. Интересный факт, что изначально это яйцо могло быть построено на Патриарших прудах и, в поистине исполинских размерах - высотой в 12 этажей, но даже дружелюбные к архитектору Ткаченко чиновники отказались поддержать проект, сочтя его неэффективным в плане полезной жилой площади, от которой остался бы мизер, в сравнении со зданиями более традиционной архитектуры. Проект с жилым домом на Патриарших в итоге тоже было реализован этим же специалистом, а от яичной темы остался только цвет дома - ярко желтый, «под желток». Строительство яйца вообще была идеей-фикс Сергея Ткаченко, поэтому оставляю за собой право поинтересоваться, какой формы дачный дом у архитектора?
Почему «Яичко» никто не покупает?
Как бы то ни было, на сегодняшний день это вполне себе законное строение и жилой особняк на 320 квадратных метра в 4 этажа, который является пристройкой к соседнему зданию (в это сложно поверить, но это здание и «яйцо» – единый архитектурный ансамбль) и позиционируются как эксклюзивные апартаменты, аналогов которым нет во всей Москве (вот в это уже верится легко – больше жилых яичек в столице не наблюдается). Хоть затраты застройщика и окупились – квартиры, расположенные в основном здании, оказались востребованы на рынке недвижимости – тихая улочка почти в самом сердце Москвы, рядом Чистые пруды с их многочисленными театрами, да еще и высокодоходная инвестиция, поскольку цены на недвижимость в Москве растут быстрее, чем росла застройка столицы такими вот архитектурными решениями при Лужкове, но найти покупателя конкретно для "яичной" пристройки оказалось не так-то просто. Поговаривают, эти апартаменты предлагали Никасу Сафронову за 1200000$, чем оскорбили эстетические чувства известного художника, и он поспешил отказаться. Почему никто не покупает эту недвижимость? В чем же проблема? В том, что она тут даже не одна.
Во-первых, это очень неудобный для проживания дом: помимо того, что форма дома округлая (а это автоматически «срезает» жилую площадь, кто бывал внутри округлых домов, поймут почему), так еще в нем сконструирован немаленький пассажирский подъемник, который ведет в подземный гараж, огибает этот лифт немаленькая лестница, и, примерно каждый этаж, кроме третьего – спального, отведенного под жилье хозяев, спроектирован с таким же «удобством» и «уважением» к свободному пространству. Несмотря на это, в апартаментах поместилось все, что нужно для роскошной и комфортной жизни сверхобеспеченного москвича –прозрачный лифт, тренажерный зал с сауной, персональный паркинг в подвале на несколько машин, большая кухня с огромной столовой. Внутри комнаты отделаны на итальянский манер мрамором и венецианской штукатуркой и интерьер в целом производят впечатление, что ты находишься в каком-то музее или добротном театре. В сумме, для жилья доступно 4 спальни, но могло быть и больше, если бы не форма строения.
Тем не менее, интерьер приходит в запустение - текущий собственник (знаю, кто это, ибо пересекался с этим человеком по работе, но не хочу называть его имя - персона эта непубличная) в доме постоянно не проживает, заказывать клининговую службу не хочет и постепенно на всей этой роскоши появляются килограммы пыли. Да и снаружи домик выглядит не так уж и чисто, если на него посмотреть вблизи.
Во-вторых, это весьма примечательное внешне и широко известное среди любознательных москвичей здание, поэтому желающих на него посмотреть, пофотографировать и даже нарисовать (когда я сам крутился, пытаясь своими не слишком прямыми руками сделать фотографии, первый раз увидев это чудо, я наткнулся на девушек с холстом), а также послушать информацию из уст экскурсовода, потому что это популярное место у туристов – огромное количество. И несмотря на наличие добротного забора вокруг «яичка», на месте хозяев я бы почувствовал себя очень неуютно, а выход за дверь с территории дома неминуемо бы привлек еще и зевак с надоедливыми вопросами. А если среди людей еще найдется дежуривший в ожидании собственника журналист…
В-третьих, это «яйцо» стоит на момент поста 467 786 400₽ или 6 000 000$ (по информации с объявления на «Авито»), а при сложении всех трех факторов, влияющих на востребованность этого дома у возможных покупателей, становится понятно, почему его до сих пор так никто и не купил - несмотря на то, что это роскошные апартаменты в центре Москвы, действует тот же принцип, почему нельзя продать подмосковную хрущевку на первом этаже угловой планировки, выходящей окнами на шоссе по рыночной стоимости за 4 000 000₽ - за такие деньги при таких условиях эта недвижимость никому не нужна. Единственный вариант - или скидывать стоимость в 2-2,5 раза или ждать, пока случится чудо и кто-то таки позарится на эти хоромы.
Что имеем по итогу
Подводя итог, могу сказать, что это действительно весьма удивительное для Москвы строение, однако его уместность вызывает нарекания, поскольку среди исторической застройки, а также в сравнении с домом по соседству, этот особняк выглядит весьма неуместно с точки зрения эстетики и остается радоваться, что он расположен все-таки на тихой улице и от этого не сильно портит впечатление о московской архитектуре у тех туристов, кто хочет увидеть, в первую очередь, историческую Москву. А в случае, если они сюда-таки забредут, то наоборот приятно удивятся и будут потом всем показывать фотографии этого дома у себя на родине. Так что его расположение весьма удачно, правда исключительно в этом смысле.
Благодаря своей «темной» истории постройки, неуместностью (это же ОГРОМНОЕ ЯЙЦО посреди купеческой Москвы с домами конца XIX – начала XX века, в самом деле) и невозможностью выгодно продать, это чудо занимает почетное место в списке зданий, которые относят к «Лужковскому стилю» – бездушной солянке разных направлений и местами безумного китча. И по праву фотография этого чуда иллюстрирует одноименную статью на Википедии.