Так уж исторически сложилось, что метал, хоть и является одним из жанров рок-музыки, всегда рассматривался как отдельное явление. На интернет-площадках метал чаще всего выделяется в отдельную самостоятельную категорию наряду с традиционным роком, поп-музыкой, рэпом, техно и другими жанрами. Для метал-групп проводятся отдельные фестивали, существуют специализирующиеся на данном жанре журналы, рекорд-лейблы. Поэтому, говоря о российской рок-музыке, есть смысл отдельно коснуться тяжелого жанра. Предвижу возражения из серии, что де метал у нас играть толком не умеют и весь он вторичный и плагиаторский. На это я отвечу, что как к этому явлению не относись, а оно существует вне зависимости от субъективных оценочных суждений. Метал-сцена в СССР, и далее в России существует с середины 80-х по сей день. Она переживала стремительные взлеты популярности, падение интереса широкой публики, возрождение оного, какие-то группы уходили в небытие, появлялись новые. Но поклонники у этой сцены были всегда, менялось только их количество.
В данном посте я на свой субъективный взгляд выделю семь наиболее знаковых российских металлических альбомов, без которых российский метал представить невозможно. Итак…
Ария – С кем ты? (1986)
Начну свой список с Арии, как ни крути, метал-группа номер 1 в России. И это был первый мною услышанный металлический альбом. Уже позже я ознакомился с корифеями жанра, но именно этот альбом открыл для меня метал-музыку. В контексте истории самой «Арии» он любопытен тем, что стал последней работой первого состава группы. После него в коллективе произошел раскол, в результате которого часть музыкантов создали новую группу под названием «Мастер». Прежний композитор группы, Андрей Большаков, ушел, и бремя написания музыки взвалил на себя тандем «Холстинин-Дубинин». Но об этом позже, а пока мы имеем лебединую песню Большакова. Альбом содержит такие метал-гимны, как «Воля и разум», «Встань, страх преодолей» и «Здесь куют металл». Музыкально влияния Iron Maiden тут нет, а вот риффов а-ля Judas Priest и Accept вагон и тележка. Все забойно, припевы запоминаются, риффы качают. Эталонный металлический альбом. Ну, по меркам советской сцены 80-х эталонный по крайней мере.
Фронт – Металлизация (1987)
Признаться, я сомневался, включать ли именно этот альбом в подборку, тем более что в отличии от вышеупомянутой Арии, Круиза, Черный кофе они на слуху не были. Впрочем, если я, в далеком 1987-м сопливый школьник, об этой группе не слышал, это не значит, что у людей постарше и посерьезней она не котировалась. Тем более что по стране тогда она поездила достаточно, да и альбом неплох. Они взялись играть не предсказуемо коммерчески успешный хард-н-хэви, а только появившиеся на Западе трэш- и спид-метал. И парни кстати, выходцами из ВИА, в отличие от вышеперечисленных коллективов, не являлись. Как ни крути, а уважения это заслуживает. Что любопытно, группа из Питера, была членом легендарного Ленинградского рок-клуба, и хотя Питер славен чем угодно, но только не металом, из уважения к рок-н-рольным традициям этого города и моей личной любви к Питеру пусть этот альбом будет здесь.
Круиз – Круиз-1 (1987)
Еще одни выходцы из филармонической среды, под влиянием моды начавшие играть метал после песен про волчок, который крутится. Начавшие, да и быстро закончившие после ухода гитариста и вокалиста Валерия Гаины. Сейчас они существуют и на концертах исполняют репертуар эпохи волчка, о металлическом периоде предпочитая не вспоминать. А напрасно, ибо диск хорош. Гаина – один из лучших метал-гитаристов в России, и композиторский талант явно был. Он потом много где и с кем переиграл, но успех этого диска он повторить не смог.
Э.С.Т. – Проба пера (1991)
Об этой группе я впервые услышал, когда было объявлено, что она примет участие на ставшем легендарном фестивале «Монстры рока в Тушино» на одной сцене с Metallica, Panteraи AC/DC. Было заявлено, что они играют смесь хэви-метала с русской кабацкой песней. Естественно, подобный гибрид было любопытно услышать. Спустя какое-то время я этот альбом послушал. Кстати, продюссировал его не кто иной, как упомянутый выше Валерий Гаина. Альбом действительно интересен. Впервые я услышал попытку самим выработать эстетику, а не заимствовать у классиков жанра. Очень драйвово, энергично, с юмором. Музыкально – помесь традиционной дворовой мелодики и Motorhead. «Спокойной ночи, Брайтон Бич», «Батька, пожалей коней», «30 ХГСА» - это отличнейшие песни. Что-то похожее было у Монгол Шуудана, но у Э.С.Т. все это под тяжелые риффы! Круто! Далее у Э.С.Т. выходили альбомы, записанные более качественно с точки зрения звука, но такой атмосферы вдохновения и энтузиазма, полета фантазии больше не было. А в 2009 году лидера группы Жана Сагадеева не стало…
Черный Обелиск – Я остаюсь (1994)
Сейчас вспомним еще одного покинувшего нас замечательного музыканта. Анатолий Крупнов, основатель и лидер группы Черный Обелиск. Один из лучших басистов в нашей рок-музыке. Не просто так ведь Гарик Сукачев привлек его к работе в проекте «Неприкасаемые», куда он собрал все сливки нашей тогдашней сцены. Но тут речь об основном проекте Анатолия. Не так много альбомов успел он выпустить. Выбор этого обусловлен наличием двух хитов, без которых не обходится ни один концерт нынешнего состава Черного Обелиска (да, группа существует, насколько корректно использовать это название, вопрос отдельный, но речь не об этом). Итак, это «Я остаюсь» и «Пельменная». Надо отдать должное Анатолию, он к тематике текстов подошел отнюдь не шаблонно, пел он не о зомби и упырях, и не о байкерах и их боевых подругах. В текстах философские размышления о жизни. А касаемо песни «Я остаюсь» - послушайте, в ней тревожная атмосфера 90-х, и искренней любви к свой стране, переживания за нее в ней больше, чем в псевдонародной клюкве от группы Любэ.
Коррозия Металла – Russian vodka (1993)
Ну тащемта, куда в этом обзоре без Коррозии Металла, например? Более подробно об этой группе вы можете прочесть тут. Здесь же отмечу, что выбирая между Орденом Сатаны, Каннибалом и Russian vodka я выбрал ее, родимую. Почему? А просто захотелось, уж больно одноименная песня душевная получилась. Хотя сами по себе эти три альбома равнозначны, но…Представьте себе Егора Летова без «Все идет по плану» или Чайф без «От старых друзей весточки нет». Представили? То то же. Так что пусть будет эта пластинка!
Ария – Герой Асфальта (1987)
Ну вот и добрались до первого места! Арией начали, ей же и закончим. Статус группы обязывает. Как я уже выше написал, после записи альбома «С кем ты?» в группе произошел раскол и как следствие смена состава. Композиторами группы стали Владимир Холстинин и Виталий Дубинин, что не могло не сказаться на стилистике группы. С этого момента ориентиром стал заслуженный коллектив Стива Харриса, в музыке прибавилось мелодизма, гитарные проигрыши стали выразительнее, структура композиций усложнилась. И в этих условиях вокал Кипелова раскрылся в полной мере. Плюс в качестве автора текстов была привлечена поэтесса Маргарита Пушкина, в текстах добавилось исторических и мистических мотивов. В альбоме всего шесть песен, но это тот случай, когда лучше меньше, да лучше. Ни одного проходняка. И ни одной лишней ноты, несмотря на усложнившуюся структуру песен. Если «С кем ты?» - это стена с подогнанными друг к другу камнями, то «Герой асфальты» - это полотно, где нити идеально переплетаются друг с другом. Впрочем, дадим слово одному из ключевых создателей – Владимиру Холстинину. В одном из интервью конца 90-х – начала нулевых он обмолвился, что с годами группа стала играть интересней и профессиональней, но второй «Героя асфальта» создать больше не удается, ибо что-то уходит с возрастом... Альбом и сейчас слушается на ура. Мне лично по вкусу больше всего «Улица Роз» и «Баллада о древнерусском воине», но и остальные песни хороши, и до сих пор входят в актуальный концертный сет-лист группы. Иначе фанаты не поймут, если ничего из этого диска сыграно не будет.
Ну и не случайно я выложил два разных варианта обложек. Вообще обложки крайне занятная тема. Так вот та, что в самом начале подборки это больше чем просто вариант оформления. Подобный диск можно было в 90-х встретить у самых неожиданных людей. Всё-таки мы же с вами понимаем, что это сегодня есть вообще всё. А в ту пору достать качественную запись было не так-то и просто.
В конце этого обзора может возникнуть вопрос: а почему нет альбомов, вышедших после 1994-го года? Сцена сошла на нет? Ни в коем разе! Металлическая сцена в России никуда не исчезла, она существует, приходят молодые ребята, самовыражающиеся в гитарных риффах. Одни рубят модные ню-метал и мелодик-дэт, другие предпочитают классику жанра. Да и многие ветераны вешать гитары на гвоздь и уходить на покой не собираются. Стадионов они нынче не собирают, но своя аудитория у жанра есть, люди приходят на концерты, слушают новые альбомы. И да, регулярно выходят достойные релизы. Но альбомы, перечисленные в этом посте, стояли у истоков отечественного металла и сделали его таким, какой он сейчас. Да, они были местами коряво записаны, у наших звукорежиссеров не было опыта работать в таком жанре, да и аппаратура была зачастую та же, на которой ВИА записывались. Но многие молодые ребята, рубящие метал в современных клубах, пришли к этому потому, что когда-то, будучи подростками, услышали кого-то из героев данного материала.
А на сегодня все, спасибо за внимание!