Дореволюционная Россия являлась исключительно аграрной страной. А традиционное земледельческое общество имеет одну особенность – четкое представление о том, какому возрасту пристало то или иное занятие. Жизнь в деревне из поколения в поколение повторялась – дети занимались тем же, что и их родители. И те, кто по каким-то причинам не могли влиться в общую струю, сразу же становились изгоями.
Особо в деревне незавидная участь была у старых дев – женщин, по тем или иным причинам не нашедших себе мужа. Со временем ее переставали звать в молодежные компании, так как она была старше всех. Да и ровесницы уже все замужем. Однако и общество более старших, и главное замужних женщин ее не принимало.
В разных регионах страны их называли по-разному – вековухи, перегодницы, залетные, браковки. Но одно было общим во всех областях – негативное, неприветливое отношение окружающих.
При этом у них не было практически никаких прав – им запрещалось проживать отдельно от родных, своим домом (во избежание блуда). Также им было запрещено принимать участие в общих народных гуляниях и праздниках. Самая тяжелая и грязная работа выпадала на их долю.
Чаще всего они всю жизнь проживали с родителями, а после их смерти перебирались в дом старшего брата «приживалками». В этом случае их участь становилась еще тяжелее – они выполняли всю работу по дому, а в благодарность им доставались лишь объедки и укор. Все дело в том, что их считали лишним ртом, ведь в дореволюционный период на женщин земельный надел не выделялся. Получалось, что она «объедала» семью брата.
Кроме этого про браковок в селах ходили различные слухи. Самым безобидным был слух об их порочности – замужние боялись, что какая-то из браковок может увести их мужа. И поэтому распространяли порочащие их слухи.
Другие сплетни про старых дев были страшнее. Их обвиняли в колдовстве. Например. Их обвиняли в гибели урожая зерновых – считалось, что они могут загубить практически вызревший урожай, сделав так называемый «залом» на созревающем колосе.
Также, если старая дева жила одна (такое могло случиться после смерти родителей, а другой родни в виде братьев не было), ее обвиняли в том, что ночи она проводит в обществе нечестии: домовых, чертей, а то и сам Сатана заглядывает к ней «на чай». Неудивительно, что такие слухи не добавляли «любви масс».
Старых дев в деревнях моно было легко узнать по одежде. Нет, они не носили какую-то особую одежду для браковок, типа рабочих спецовок. Однако отличия от повседневной одежды замужних женщин имелись. В первую очередь тем, что в одежде браковок причудливо сочеталась детская и старческая одежда.
Тут стоит сделать небольшое отступление – в России замужество для женщины устанавливало определенные требования к одежде.
В первую очередь замужней запрещалось ходить с непокрытой головой. Гардероб дополнялся так называемой поневой – мешковатой верхней юбкой. Сверху на поневу надевался передник, и все это связывалось массивным поясом – гашником.
Старым девам, как поневы, так и гашники не полагались. Также у них не было право покрывать голову повойниками и кокошниками.
Вот и приходилось им (старым девам) ходить до седых волос взрослых головных уборов, и нарядах, которые больше подошли бы подросткам.
Но, в отличие от них, старым девам запрещено было украшать свою одежду. Им недоступно было ношение таких женских украшений как серьги, яркие ленты на волосах, яркие румяна и т.д. Их одежда чаще всего была темных оттенков.
Так им и приходилось жить, терпя неприятие от всех, изгоями среди родных.