Арабская каллиграфия - значимая часть исламской цивилизации📝. Эта форма искусства является неотъемлемой составляющей почти всех аспектов культурного самовыражения в арабском мире🌅. Однако в современном мире технологий популярность арабской каллиграфии постепенно снижается; к тому же она так и не обрела свою онлайн-версию💻. Это можно объяснить целым рядом причин, самой очевидной из которых является отсутствие визуальной версии арабского языка в инструментарии современных технологий и, собственно, в первую очередь в Интернете. Иорданско-палестинский художник и каллиграф Нассар Мансур (@dr.nassarmansour)
Любопытен тот факт, что, несмотря на снижение популярности этого вида искусства в современном мире, каллиграфия удивительным образом продолжает существовать в классической форме. По мнению иорданско-палестинского художника и каллиграфа Нассара Мансура (@dr.nassarmansour), важность арабской каллиграфии обусловлена ее связью со Священным Кораном. Профессор Н. Мансур преподает исламскую каллиграфию в Колледже исламского искусства и архитектуры при Всемирном исламском университете науки и образования в столице Иордании Аммане🌇.
Художник и инженер из Саудовской Аравии Сирадж Аллаф (@sirajallaf), изучавший каллиграфию в Великой мечети в Мекке под руководством известного каллиграфа Ибрагима аль-Арафи, считает, что именно божественная природа Корана обязала арабов изменить свой шрифт и украсить его. Это и послужило первоначальным импульсом для развития данного вида искусства в VII веке🕌. Современные технологии мало повлияли на классические формы арабской каллиграфии, которые, по мнению С. Аллафа, останутся актуальными благодаря своей прочной связи со священными текстами. По его словам, изучение каллиграфии - богатый и полезный образовательный опыт, особенно для молодежи. «Классическая школа зря опасается, что технологии вытеснят традиции; базовые навыки и методы обучения каллиграфии не могут быть потеряны или утрачены», - говорит Сирадж Аллаф обладатель диплома по традиционной каллиграфии.
«Однако функциональный аспект каллиграфии, несомненно, теряет свою значимость с изобретением печатного станка», - поясняет он. Связь между арабской каллиграфией и Кораном показывает, что процесс написания текстов каллиграфическими шрифтами – это в первую очередь религиозная практика, для которой и разрабатывались на протяжении веков правила терпения и самодисциплины. Эти правила известны среди каллиграфов как «адаб» (манеры). Следование им обязательно как для преподавателей, так и для учеников📕.
Аллаф рассказывает, что получил бесценные жизненные уроки от своего учителя: «Я всегда повторяю, что всему научился у него: и каллиграфия в этом списке на последнем месте». Он отмечает, что выпускники школы классической каллиграфии иногда становятся «слишком скромными» в своем подходе к жизни, часто упускают возможность расти профессионально и не получают заслуженного общественного признания.
«Сильная эмоциональная привязанность к своему искусству не позволяет им инвестировать в свой талант, потому что они воздерживаются от использования его для заработка», - объясняет Аллаф и приглашает взглянуть на другие формы искусства, например, фотографию, которую художники часто выбирают именно из-за возможности хорошего заработка📷.
Для повышения престижа этого вида искусства Сирадж Аллаф основал Hrofiat(https://hrofiat.com/%d8%ae%d8%af%d9%85%d8%a7%d8%aa%d9%86%d8…) - первую саудовскую платформу для каллиграфов, где лучшие специалисты страны в этой области работают вместе, популяризируют ее через семинары, мероприятия, онлайн-курсы, создают оригинальные и цифровые работы, а также консультируют в области искусства. Однако собрать группу профессиональных каллиграфов оказалось непросто, так как некоторые каллиграфы не одобряют идею заработка на своем искусстве. Аллаф считает, что такого консервативного мнения придерживаются большинство каллиграфов: они не пользуются современными технологиями, опасаясь, что их искусство, которое они считают священным, станет «бездушным».
Многие эксперты, в том числе Аллаф, полагают, что такое настороженное отношение ко всему новому, говоря современным языком, к инновациям, уходит корнями во времена османского владычества, когда внедрение технологий в печать встретило серьезное сопротивление писцов и религиозных деятелей. Так, консолидировав власть в своей столице, Константинополе, Османская империя приобрела печатную технику, которая была распространена по всей Европе еще в 1453 году 🖨. Однако официально печатать османы начали только в 1726 году, когда Ибрагим Мутеферрика https://ru.wikipedia.org/…/%D0%98%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B3%D… открыл типографию с благословения султана Ахмеда III и религиозных властей.
Таким образом, печать в арабском, османском и исламском мирах не приживалась до 18 века, а это почти 400 лет после ее быстрого распространения по Европе. Это и стало причиной такой долгой адаптации постоянно развивающейся технологии к особым эстетическим требованиям арабской каллиграфии. С началом применения новых технологий в печати каллиграфы начали терять работу в газетах и журналах. У многих из них не было ни альтернативных навыков, ни инструментов для адаптации и использования своего опыта в новых направлениях. В результате беспрецедентная красота арабской каллиграфии была по большей части вытеснена из художественных галерей и музеев во всем мире🏙.
Ещё один специалист в этой области председатель Саудовской ассоциации арабской каллиграфии (https://www.facebook.com/ssaac1435/) Абдулла Футини полагает, что не менее важным фактором снижения популярности арабской каллиграфии, особенно среди молодого поколения, стала растущая среди большинства пользователей популярность компьютерных шрифтов💻. Футини также считает, что этот разрыв между современными тенденциями и классической формой искусства также останавливает арабских каллиграфов от экспериментов с цифровыми инструментами; они полагают, что традиционный подход к этой форме искусства является наиболее чистым выражением исламского духа. Согласен с коллегой и Сирадж Аллаф: «Некоторые каллиграфы боятся признать тот факт, что многие техники, которые они практиковали в течение долгих лет, теперь можно выполнить одним нажатием кнопки».
Интересно также мнение йеменско-турецкого каллиграфа Зеки Аль-Хашими (@hattatzeki), получившего диплом в Турции: классическая школа должна меняться и адаптироваться к требованиям современного мира, применять новые технологии📱. «Ведь даже традиционные инструменты каллиграфии со временем эволюционировали», - отмечает Аль-Хашими. «Некоторые аспекты, например, формальное выражение каждой буквы и символа меньше подвержены влиянию времени», - говорит он. «Таким образом, золотое сечение и геометрия общей формы арабского письма - единственные традиционные факторы, о сохранении которых нам следует позаботиться», - резюмирует Аль-Хашими. Он убежден, что технологии - лишь средство для дальнейшего развития искусства и продвижения культуры, но не его самоцель.
Аллаф также разделяет мнение, что современные технологии не представляют угрозы для традиций классической каллиграфии. Он считает, что каллиграфы должны работать рука об руку с дизайнерами и разработчиками над улучшением имеющихся технических инструментов; такое сотрудничество необходимо, потому что «индивидуальные усилия больше не эффективны».
Вышеупомянутый Нассар Мансур поддерживает идею использования новых технологий, но подчеркивает, что любая интеграция арабского письма с современными технологиями должна осуществляться профессионалами, которые понимают искусство и его ценность и уважают его духовные и эстетические аспекты🖋. Мансур и Аллаф полагают, что социальные сети и другие современные инструменты в некоторой степени могут помочь возродить классический вид искусства и повысить его популярность среди молодежи, позволят им обучать студентов в других странах и распространять знания и понимание этого вида искусства среди широкой аудитории в совершенно других масштабах, которые трудно было представить до цифровой революции. Использует социальные сети и Аль-Хашими: он публикует уроки каллиграфии и ведет дискуссии об этом виде искусства с учениками и подписчиками. «Я стараюсь предлагать разнообразный контент, подходящий для всех слоев общества», - рассказывает он.
✔️Все герои этой статьи сходятся в мнении, что единственный способ восстановить социальный и культурный статус и ценность арабской каллиграфии - долгосрочные институциональные проекты на государственном уровне. В связи с этим особую важность приобрело объявление министром культуры Саудовской Аравии принцем Бадром бин Абдуллой 2020 года «Годом арабской каллиграфии». Еще один з шаг со стороны КСА - недавнее открытие Международного центра арабской каллиграфии им. принца Мохаммеда бен Салмана в Медине. Центр будет включать в себя музей, выставочный зал и институт, посвященный этому виду искусства. «Такие монументальные проекты являются важными инициативами, приносящими пользу стране и людям, а также служат всему арабскому и исламскому миру», - считает Аль-Хашими.
По мнению Футини, перед арабскими каллиграфами и программистами стоит еще очень много задач по улучшению формата и форм арабских букв для пользователей компьютеров. Он также подчеркнул важность введения новых, методически продуманных уроков каллиграфии в школах для развития почерка учащихся и поощрения их к раскрытию и полной реализации своего потенциала✏️.
По материалам https://www.arabnews.com/node/1688951/saudi-arabia