Критики христианства и сторонники мифологической концепции происхождения Иисуса Христа утверждают, что основатель крупнейшей в мире религии является выдумкой ранних христиан, которые построили образ Иисуса на основе древнегреческого бога Диониса. Какие есть доводы в доказательство этой теории?
Дионис - это древнегреческий бог виноделия и растительности. В 1999 году вышла книга "Мистерии Иисуса: был ли изначальный Иисус языческим богом?", где авторы Тимоти Фрике и Питер Гэнди пытаются доказать, что Иисуса Христа придумали на основе представлений о языческих богах, таких как Дионис. Они приводят ряд тезисов:
1. Дионис родился от девы 25 декабря.
2. Подобно Иисусу Христу Дионис был странствующим учителем, для своих учеников он творил чудеса.
3. Дионис мог превращать воду в вино и считался богом виноградной лозы. В раннем христианстве виноградная лоза стала христианским символом.
4. Подобно Христу Дионис ездил на осле в победной процессии.
5. Диониса почитали как царя, ритуально убивали и ели, что отразилось в таинстве евхаристии.
6. Диониса убили и он воскрес из мертвых 25 марта.
7. Диониса изображали распятым на кресте.
Действительно, слишком много параллелей. Неужели образ Иисуса Христа действительно скопировали с Диониса? На самом деле приведенные выше аргументы не совсем правомерны и вот почему.
1. Нельзя сказать точно, что Дионис родился от девы. В древнегреческой мифологии существуют разные мифы о происхождении Диониса. В классической версии Дионис родился от бедра Зевса. Это случилось странным образом.
Зевс имел связь с Семелой. Семелу нельзя назвать простым человеком, в отличие от девы Марии, потому что ее отец был греческий героем, а мать - богиней Гармонией. Жена Зевса Гера была ревнивой, поэтому путем манипуляций над Семелой добилась того, что Зевс вырвал из чрева Семелы недоношенного Диониса и вшил его в свое бедро.
Есть версии мифов, где матерью Диониса выступает богиня Персефона. О дате рождения Диониса вообще нет информации. Тем более 25 декабря - это условная дата рождества Иисуса, которая заменила собой некоторые языческие праздники в Европе.
2. Дионис действительно творил чудеса и странствовал по миру. Однако это не является отличительной чертой Диониса. Творение чудес и странствие - атрибуты многих божеств и религиозных деятелей: Один, Зевс, Будда, Кришна, Заратуштра.
3. С превращением воды в вино не всё так просто. Сюжет о превращении воды в вино Дионисом восходит к роману Ахилла Татия "Левкиппа и Клитофонт". Ахилл был греческим писателем римской эпохи 2 века нашей эры. То есть данный сюжет появился после написания Евангелия от Иоанна, где написано про чудо превращения воды в вино.
Возможно, язычники сами скопировали сюжет из Евангелия, а не наоборот. Однако в более раннем источнике, в "Естественной истории" Плиния Старшего, тоже говорится о манипуляциях с вином. Евангелие от Иоанна - это одна из самых поздних книг Нового Завета, в синоптических Евангелиях нет сюжета о превращении воды в вино. Значит, что Иоанн вполне мог подражать древнегреческим писателями при составлении своего Евангелия.
В отличие от Диониса, Иисус не был богом виноградной лозы. В Евангелии от Иоанна символ виноградной лозы является образом, а не буквальным атрибутом. Возможно, что когда евангелист Иоанн сравнивал Иисуса с виноградной лозой, он пытался сказать, что Иисус есть истинная виноградная лоза, а Дионис - ложная.
4. Сюжет с поездкой на осле никак не связан с Дионисом. На древнегреческих вазах Диониса изображали рядом с ослом, но не на осле, и это не было каким-то триумфальным шествием.
Триумфальный въезд Иисуса Христа на осле в Иерусалим означает то, что он въезжал с провозглашением мира. Въезд на коне - это символ победы в войне. так поступали императоры и генералы. Поездки на осле не являются чем-то уникальным для Иисуса Христа. Пальмовые ветви, которые клали перед Иисусом, тоже не являются чем-то особенным, потому что этот ритуал относился ко многим вельможам.
В Евангелии Иисус потому и едет на осле, чтобы показать его особый статус, и не было смысла копировать данный сюжет с Диониса или другого божества.
5. Нет никаких свидетельств, что Диониса ели в ритуальной практике. Поэтому параллель с христианским таинством причастия абсурдна.
6. Нет никаких свидетельств, что Дионис умирал и затем сам себя воскрешал. Но есть сюжет, как титаны разрывали Диониса на части, а затем некто собрал его кусочки и воскресил его. Это не похоже на сюжет с распятием Иисуса Христа. Сюжет смерти и воскресения божества распространен по всему миру, но это не значит, что какие-то из них скопированы друг у друга. Содержательно сюжеты Диониса и Иисуса никак не совпадают.
7. Диониса не распинали на кресте. Это очередная выдумка. На обложке книги выше можно увидеть камень с изображением распятого на крестообразном якоре человека. Посередине надпись "Орфей Вакх". Вакх - это Дионис.
Но этот камень скорее всего является подделкой эзотерических кружков 17-18 века. Сегодня сохранилась лишь черно-белая фотография этого камня. Если признать подлинность камня, то стилистически его можно отнести ко временам христианского гностицизма 2-3 века. И тогда в этом тоже ничего удивительного нет.
Если обратиться к мифам, то в них тоже нет никакого распятия Диониса. Зато есть распятия самим Дионисом.
Вообще, "бунтаря" Диониса с очень гедонистическими этическими взглядами сопоставлять с Иисусом весьма странно. Единственная яркая параллель Иисуса и Диониса в том, что оба спускались в ад. Иисус спускался, чтобы спасти всех праведников. Дионис спустился, чтобы спасти свою мать Селену, после чего она стала олимпийской богиней Фионой. Но и тут тоже не всё так просто. Помимо Диониса в Аид спускались много других героев.
Таким образом, наиболее явное сходство между Дионисом и Иисусом Христом заключается в способности превращать воду в вино. Вот и весь плагиат.
Как зороастризм повлиял на христианство