Найти тему
7,6K подписчиков

ТЕПЕРЬ УБИЙЦА СРЕДИ НАС

Какутани, Митико. Cмерть правды / Митико Какутани; [пер. с англ. Л. Сумм]. – Москва: Эксмо, 2019. – 256 с.
Какутани, Митико. Cмерть правды / Митико Какутани; [пер. с англ. Л. Сумм]. – Москва: Эксмо, 2019. – 256 с.

Не бойтесь, уважаемые читатели! Речь пойдет не об очередном популярном детективе, а об одной книге американской публицистики, которую зачем-то перевели на русский язык и выпустили в свет. Ее автор – Митико Какутани, литературный критик и журналист, подвизающаяся на работе во влиятельной газете «Нью-Йорк Таймс». Когда-то мадам Какутани получила степень бакалавра в Йельском университете, а чуть позже – Пулитцеровскую премию за свои резкие и порою весьма обидные критические разборы (почему-то захотелось написать - «разносы») многих литературных новинок, ставших впоследствие бестселлерами. Однако ныне нам предъявлена книга ее размышлений на тему правды и неправды (см. название, которое автор позаимствовала у Франсиско Гойя, назвавшего подобным образом один из своих офортов).

Впрочем, название оказалось настоящей «обманкой» со стороны пугающей маститых авторов англо-саксонского мира критикессы. Здесь даже посвящение выглядит как циничное заигрывание – «журналистам, которые добывают подлинные новости во всех уголках Земли». Подобный пафос ошеломляет сначала, а потом разочаровывает. Потому что на самом деле книга совсем о других персонажах нынешней шоу-цивилизации. О тех, кто, по мнению Митико, эту правду дезавуирует. И первый в этом ряду, конечно, Дональд Трамп. Судя по той змеиной язвительности, а иногда совершенно дамской истеричности, с какой борец за правду японского происхождения обрушивается на президента США, у них, видимо личные счеты. Вроде того. что Трамп отказал ей…в интервью.

Понятно, что она не могла остаться в стороне от идеи «вмешательства» российских хакеров в выборы 2016 года. Им достается все по той же причине. Они якобы «помогали» Трампу, тем что работали против его конкурентки Хилари Клинтон. Только закрыв книгу, осознаешь причины столь яростной ненависти Митико. Ведь она защищает свою подругу по гендеру, что окончательно хоронит остатки доверия к автору книги «Смерть правды». Недаром знаменитый американский писатель Норман Мейлер однажды оценил творческую манеру рецензируемого нами автора в том смысле, что руководство «Нью-Йорк Таймс» боится уволить госпожу Какутани именно ввиду ее скандального характера и тренда на равноправие личностей по половому и национальному признаку. Его номинация достойна данной дамы от литературы – «азиатка-феминистка».

Если судить эту книгу по гамбургскому счету, то ее автор сама оказывается убийцей правды, так как собственные инвективы в книге со столь радикальным названием абсолютно ничем не подкрепляет. Парадокс прочитанного текста состоит в том, что в нем очень мало мыслей…самой Митико Какутани. Она в буквальном смысле напичкана цитатами. Иные по размеру превышают страницу текста. В курсовых работах студентов нашего СПбГУ за такие «шалости» оценка, как правило, снимается на балл. Но будем объективны: на 211 страницах оригинального текста Митико Какутани я насчитал 311(!) цитат из разных источников. Из чего следует неотвратимый вывод о вторичности прочитанной книги. То есть, по сути дела перед нами, скорее, реферативный обзор литературы по теме, нежели авторское изложение конкретной проблемы и собственной позиции. За это в курсовых снимают еще один балл. Это тем более справедливо, так как часть цитат, приводимых в книге Какутани, уже известна по русским изданиям цитируемых ею авторов.

А по сему, из вышесказанного следует, что оценим мы творение лауреата Пулитцеровской премии исключительно на «троечку». Но, как говорила моя мама, «тройка» тоже государственная оценка. Правда, вот в чем игра слов, остается один сакраментальный вопрос: зачем было переводить на русский язык книгу «Смерть правды», автор которой сам с этим понятием не в ладах? Митико, дай ответ. Не дает ответа. Тогда ей скажем в традициях японских самураев: «Саенара!».

Сергей Николаевич Ильченко, доктор филологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет