Найти тему
Не хлебом единым

Что есть Церковь?

Оглавление

В секуляризованном мире понятие церковь лишили мистического содержания, попытавшись приравнять ее к одной из общественных организаций или гражданских институтов. Такое восприятие Церкви возможно лишь для людей постхристианского общества, как его сейчас называют социологи. Чтобы увидеть, как менялось отношение к понятию «церковь», рассмотрим определения данные филологами, работавшими до и после Октябрьской революции.

В. Даль: Церковь – общество одноверцев<...> одной христианской веры и самое исповеданье, вера. Церковь соборная, вселенская, общая христианская, до раздела на исповеданья. Церковь восточная, греческая, православная; – западная, католическая, римская. Церковь языческая, из обращенных язычников образованная.

С. Ожегов: Церковь – объединение последователей той или иной религии. Организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим культом; религиозная община. Православная ц. Католическая ц. Протестантские церкви.

https://kirill-nav-1.livejournal.com/292407.html Храм Покрова на Нерли, XII в.
https://kirill-nav-1.livejournal.com/292407.html Храм Покрова на Нерли, XII в.

Итак, мы видим, что С. Ожегов уже рассматривает Церковь как организацию, а понятие о том, что Церковь есть совместное исповедание (то есть, явление миру веры) у него уже отсутствует.

Апостолы и святые отцы никогда не пытались дать четкого определения церкви, ибо Церковь охватывает не только последователей Христа на земле, но и небесный мир ангелов, который до времени остается тайным для людей. Наконец, Церковь имеет главою Бога и уже по этой причине не может иметь четкого определения как какая-либо структура. Святые оставили нам замечательные образы Церкви, рассматривая которые, мы можем понять, чем является Церковь для Бога, мира небесного и земного. Понять, чем Церковь является для каждого из нас.

«Слово «церковь» (греч. Εκκλήσια(экклесия)), происходит от глагола «эккалео» (εκκαλέω), что означает «собирать, вызывать». В древних Афинах «экклесией» называли городское собрание, в котором принимало участие не все население города, а только избранные». (Давыденков Олег, иер.. Догматическое богословие. – М.: ПСТГУ, 2008.)

Церковь – ковчег Завета

https://naked-science.ru/article/nakedscience/noev-kovcheg-pravda-i-vymysel?amp#pid=1 Ноев ковчег. Симон де Миле
https://naked-science.ru/article/nakedscience/noev-kovcheg-pravda-i-vymysel?amp#pid=1 Ноев ковчег. Симон де Миле

Этот образ Церкви взят из ветхозаветной истории. Праведнику Ною Господь открыл, что развратившиеся люди будут истреблены с лица земли страшным потопом, а он будет спасен, если исполнит повеление Божие о строительстве ковчега. Как мы знаем из книги Бытия, никто не заинтересовался делом Ноя, скорее всего над ним насмехались как над чудаком, решившим строить ковчег, живя вдали от моря. Но пророчество исполнилось, и только Ной со своей семьей спасся посреди бушующих вод, сохранив веру в Единого Бога.

Вот что говорит по поводу этого образа апостол Павел: «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр. 11:7).

Праведный Ной стал родоначальником всех людей, живущих после потопа.

Церковь – новый народ избранный

http://www.patriarchia.ru/md/db/text/1914598.html
http://www.patriarchia.ru/md/db/text/1914598.html

В христианстве изначально Церковью называлось общество людей, последовавших призыву Иисуса Христа или апостолов и составляющих «род избранный» (1 Пет. 2, 9). Апостол Петр видит христиан преемниками древнего Израиля.

За 2000 лет до Р. Хр. язычника Авраама Бог призвал следовать за Собою и по его вере произвел от него многочисленное потомство, ставшее народом. Народ израильский, окруженный язычниками, и являлся ветхозаветной церковью, в которой хранилась вера в Единого Бога.

Но далеко не все евреи приняли посланного Богом Спасителя. Христос же принимает выбор каждого. Поэтому после того, как свои по крови отвергли Его, Христос расширил границы избранного народа, повелев ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам...» (Мф. 28:19-20). Отныне новый народ избранный – Церковь – составляют люди разных национальностей, объединенных верой в искупительную жертву Иисуса Христа.

Церковь – здание, Христос – краеугольный камень

http://29palms.ru/index.php?link=holy-sepulchre-church&start=1&page=1  Кувуклия над Гробом Господним. Иерусалим, Храм Воскресения Христова
http://29palms.ru/index.php?link=holy-sepulchre-church&start=1&page=1 Кувуклия над Гробом Господним. Иерусалим, Храм Воскресения Христова

Ко времени Рождества Иисуса Христа в народном сознании Мессия представлялся славным царем-освободителем. Поэтому в Иисусе из Назарета никто, даже ученики на признавали Мессию. Лишь незадолго до крестных страданий они поверили, что их Учителем является Тот, о Котором говорили пророки.

«Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: <...> ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее...» (Мф. 16:16,18)

Но народные вожди, в отличие от апостолов, отвергли Иисуса Христа. Это было предсказано еще в ветхозаветной книге Псалтирь: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла. Это от Господа, и есть дивно в очах наших». (Пс. 117:22-23) Обращаясь к не верующим в Него фарисеям, книжникам и прочим людям, Господь вспомнил это пророчество и добавил: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его...» (Мф. 21:42-43). Иисус называет камнем Себя.

Церковь – тело Христово

https://pravlife.org/ru/content/pochemu-nelzya-praktikovat-interkommunion
https://pravlife.org/ru/content/pochemu-nelzya-praktikovat-interkommunion

Крепость Церкви определяется любовью каждого христианина к ближнему своему. Желая научить христиан, призванных из язычников любви, единению и заботе друг о друге, апостол Павел пишет: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. <...> Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены». (1 Кор. 12:12-14, 24-27)

Связь членов Церкви должна быть настолько сильной, чтобы на трудности одного христианина другие братья откликались так скоро, как каждый человек откликается на боль в своем теле, стремясь облегчить ее.

Церковь – Невеста Христова

https://www.goodfon.ru/download/nevesta-cerkov-solnechnye-luchi/2048x1365/
https://www.goodfon.ru/download/nevesta-cerkov-solnechnye-luchi/2048x1365/

Этот образ Церкви является, пожалуй, самым сокровенным. Он был известен еще древним евреям, ибо ветхозаветные писатели нередко представляли народ израильский в образе невесты Бога.

Апостол Павел сравнивает брак христиан с браком Христа и Церкви. Последний является высочайшим примером для первого, потому что этот духовный брак бескорыстен, жертвенен и чист.

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна»(Еф. 5:22-27).

Господь Иисус Христос говорил: «по плодам их узнаете их» (Мф. 7:20). Обильные плоды принесли апостолы, распространив веру во Христа по всему миру, создав множество общин, составляющих Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. «Никто не мог бы построить даже одну стену из камня и извести, подвергаясь гонению и встречая препятствия; а они <апостолы> устроили столько церквей по всей вселенной, подвергаясь ранам, узам, гонениям ссылкам<...> вместе с учениками, и устроили не из камней, а из душ и волей человеческих, что гораздо труднее построения из камней». (Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. 2-е изд. – СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1898.)

Благодарю за подписку и оценку статьи - это очень важно для продвижения канала!