Многие уверены, что проказа (она же лепра) — это болезнь, которая существовала в средневековой Европе и её давно нет. При этом знания большинства, в том числе врачей, сводятся к тому, что прокаженные ходили в робах с колокольчиками, чтобы окружающие могли услышать их приближение и убежать от заразного. Увы, эта старая и страшная болезнь и сегодня живее всех живых. ВОЗ в своем ежегодном докладе за 2019 год констатирует, что в мире ежегодно регистрируется около 200 тыс. случаев проказы. А число больных достигает миллионов. К слову, специализированные лечебницы для больных проказой в России сохранились до сих пор (язык не поворачивается назвать эти учреждения средневековым термином "Лепрозории", хотя по сути - это так). Они есть под Астраханью, в Сергиевом Посаде, Адыгее. О том, что делает эта болезнь с человеком лучше всего показывает фотография экс-президента Украины Виктора Ющенко (см. фото), который согласно официальной версии следствия "потерял" свое лицо именно от проказы.
Мало какая болезнь имеет столь мрачную репутацию, как проказа. Во-первых, она уродует людей не только тяжело, но и очень многообразно, зачастую вызывая эстетическое потрясение. Во-вторых, до изобретения в 1943 году специфической химиотерапии проказа была практически неизлечима. В-третьих, причины проказы долго были неизвестны и даже таинственны. Эта болезнь как специально придумана, чтобы создавать впечатление непредсказуемой «кары Господней»: она поражает людей очень избирательно и притом обладает огромным инкубационным периодом. До конца XIX века среди медиков на полном серьезе шли дискуссии о том, заразна ли проказа вообще и не вызывается ли она, например, употреблением в пищу рыбы.
Итак, согласно определениям современных медицинских справочников проказа - это тяжелое хроническое заболевание, вызываемое микобактериями вида Miсobacterium leprae, которая протекает с преимущественными поражениями кожи, периферической нервной системы, иногда передней камеры глаза, верхних дыхательных путей , яичек, а также кистей и стоп.
Инкубационный период проказы составляет в среднем 5 лет, но известны случаи, когда он длился и 10 и 20 лет. Это происходит из-за того, что микобактерии Micobacterium leprae делятся очень медленно - один раз в две недели. Не раз поминаемая нами палочка Коха, к примеру, делится раз в 20 часов. Отсюда и проистекает одно из названий этой болезни - "Ленивая смерть".
Обозначающее проказу греческое слово «лепра» (λέπρα) вошло в научный оборот в III веке до нашей эры, после того как знаменитые семьдесят толковников в Александрии Египетской перевели на греческий язык Ветхий Завет. Но, конечно, эта болезнь была известна людям и раньше. Первые упоминания о болезни со схожей этиологией встречаются в Папирусе Эберса - древнеегипетском медицинском трактате, относящимся к XV–X векам до н. э., а также в китайских, древнеиндийских памятниках и сочинениях Гиппократа. Считается, что первое именно медицинское описание проказы было дано в древнекитайском трактате Фэн Чжэнь Ши, созданном в эпоху Сражающихся царств между 266 и 246 годами до нашей эры. Там симптомы этой болезни перечислены вполне определенно. Однако же, нельзя не признать, что в древности проказу путали с другими кожными заболеваниями, например с псориазом.
Геном проказы был расшифрован только в 2001 году. В 2005 году группа ученых Пастеровского института во Франции попыталась на основе выявленных мутаций вычислить родину проказы и пути ее перемещения по планете. По мнению французских ученых, наиболее вероятным местом зарождения проказы является восточная Африка. Из Африки проказа попала прежде всего на Ближний Восток, а дальше у нее было два пути — в Европу или в Азию. Вероятнее всего следующей жертвой этой болезни стали древние государства Индийского субконтинента и Китая. Там жило гораздо больше людей, чем в Европе, был более интенсивный товарообмен, да и более подходящий климат для выживания возбудителя болезни.
Затем уже из Азии через Цейлон и Мадагаскар лепра попала в центральную и южную Африку. Исследователи полагают, что воротами болезни стали старые порты Малинди, Момбаса, Занзибар, традиционно ориентированные на торговлю с Индией. Более сложный путь болезнь проделала на запад Африки. Встречающиеся здесь микобактерии генетически сильно отличаются от всех прочих, принесших проказу из Африки в Азию и обратно. Ареал ее распространения - Западная Африка к югу от Сахары. Как она туда попала? Может быть, путем древних континентальных миграций через Африку с востока на запад? А может быть ее появлению в этих местах посодействовали финикийцы, о которых известно, что они совершали длительные переходы по побережью Африки на запад за Геракловыми Столбами (нынешний Гибралтар)? Косвенно в пользу этой версии говорит тот факт, что западноафриканский тип возбудителя проказы генетически ближе не азиатскому или восточноафриканскому сородичу, а именно европейско-средиземноморскому.
На Американском континенте проказа в основном "европейская", что выглядит совершенно естественно: Америка ведь колонизировалась европейцами. На Антильских островах и в Бразилии встречается западноафриканский тип проказы, но это уже однозначно объясняется атлантической работорговлей — рабов в свое время везли в основном именно из Западной Африки. Примечательно, что выходцы из Европы, похоже, умудрились заразить проказой широко распространенных в Южной, Центральной и Северной Америке девятипоясных броненосцев Dasypus novemcinctus. Девятипоясный броненосец — почти единственный биологический вид, кроме человека, подверженный этой болезни.
Европейская проказа по генотипу — определенно менее древняя (например, в Италии она еще во времена императора Августа, то есть на рубеже нашей эры, была совершенно неизвестна). Тут есть разные догадки, зачастую довольно смутные. Ну, например, почти одновременно с публикацией работы группы Пастеровского института появились данные о находках в Индии лепрозных скелетов возрастом аж 2000 лет до нашей эры. Но что самое интересное: место находок этих скелетов — не просто Индия, а Западная Индия. Это ареал древнейшей цивилизации долины Инда, той самой, где были знаменитые исчезнувшие города Мохенджо-Даро и Хараппа. Авторы индийского открытия говорят о существовании во 2–3 тысячелетиях до нашей эры так называемой единой сферы взаимодействия, в которую входили Месопотамия, Туран, Мелухха и царство Маган на Аравийском полуострове. Где бы проказа изначально ни возникла, то, что она по этой сфере распространялась уже 2000 лет назад — теперь это точно доказано. Городские цивилизации Ближнего Востока и Малой Азии были для нее питательной средой. Если авторы этого открытия правы, то можно предположить, что определенную степень вины за миграцию лепры в Европу несут войска Александра Македонского, дошедшие до Индии и вернувшиеся оттуда обремененные массой неизвестных тогдашним европейским эскулапам недугов. Среди их описаний есть и такие, которые можно принять за симптомы лепры.
С другой стороны не стоит преуменьшать интенсивность контактов европейцев, прежде всего с Ближним Востоком и Северной Африкой. В конце концов, Египет долгое время был хлебной житницей Римской и Византийской империй, карфагенские войска Ганнибала прошагали всю Европу от Пиренеев чуть не до самого Рима, а римские легионы оккупировали Палестину и Египет. Если говорить о более позднем времени, то нельзя не вспомнить про арабо-византийское противостояние или эпоху Крестовых походов. Так что способов получить проказу в Старом Свете было более чем достаточно.
Проказа внушала страх и отвращение, так как долгое время была неизлечима, приводила к неминуемой инвалидности и смерти. Именно это стало основой предрассудков, лепрофобии и дискриминационного отношения к больным. Пик заболеваемости проказой приходится на период с XII по XIV века, когда инфекция поражала население практически всех европейских стран. И это обстоятельство недвусмысленно указывает нам на Крестовые походы как основной путь проникновения этой болезни на Европейский континент.
Вообще, направляясь в Святую Землю даже с самыми возвышенными целями, крестоносцы немало поспособствовали появлению и широкому распространению в Европе неизвестных ранее болезней. Из-за господствовавшей в рядах воинов Христовых вопиющей антисанитарии, ныне они обвиняются историками медицины в во вспышках чумы, оспы, той же малярии, тифа и еще целого букета инфекционных заболеваний. Привезли они с собой из Святой Земли и паразитов, например, кровяных сосальщиков и черных крыс - носителей этих паразитов Ну и в том числе крестоносцы тащили за собой в Европу проказу, которая, если и была представлена в Старом Свете, то только в единичных случаях. на Святой Земле же, эта болезнь была известным и достаточно распространённым заболеванием.
По сложившейся в средние века традиции больного с диагнозом проказа везли в церковь в гробу, служили заупокойную службу, несли в том же гробу на кладбище и там опускали в могилу. Затем сбрасывали несколько лопат земли, говоря слова «Ты не живой, ты мертвый для всех нас». В Ветхом Завете рекомендовалось уничтожать дома и имущество больных, чтобы никто не мог больше ими пользоваться и соответственно заразиться. В ряде библейских текстов, почитавшихся в средние века как откровения, содержатся рекомендации поведения для прокаженных. Например, прокаженный, покрытый язвами, должен был носить разорванную одежду, прикрывать голову и кричать: «Нечистый, нечистый, нечистый» или звенеть в специальный колокольчик.
Конечно, человечество пыталось найти какое-то средство от этого недуга. Древние индийские знахари, например, наиболее эффективным методом лечения, считали изоляцию в джунглях и употребление там масло из плодов дерева калоо. В настоящее время это средство отождествляют с шолмогровым маслом – ценнейшим лекарством, распространенным в индийской и китайской медицине еще в X веке. Европейцы узнали о нем только в середине XIX столетия. Его аналог – гиднокарповое масло в течение долгого времени было единственным лекарством от проказы: оно предотвращало разрушение носовой кости, отпадение ушей, пальцев на руках и ногах. Однако, как мы сейчас хорошо знаем, эти масла крайне токсичны и их долговременное использование вызывает тяжелые поражения почек. Необходимо было искать более эффективные средства борьбы с лепрой. И в отсутствии действенных средств наиболее эффективным считалась изоляция больных. Собственно, отсюда и произошла идея специализированных медицинских изоляторов - лепрозориев.
Строго говоря, первый лепрозорий достоверно известен в Европе с 570 года. Правда, первый же известный нам юридический документ - указ меровингского короля Хлодвига о необходимости изолировать больных проказой от здоровых в специальных, предназначенных для этих целей местах датируется и вовсе 503 годом. Поэтому, скорее всего, практика создания изоляторов, которые получили впоследствии название лепрозория древнее самого названия. Скажем, есть свидетельства о том, что подобный же изолятор для прокаженных действовал в районе современного селения на территории древней Армении под властью Сасанидов еще в 260—270 гг. н. э. Иными словами, европейцы не изобрели, а лишь переняли эту старую медицинскую практику. К XIII веку в Европе насчитывалось 19 000 подобных учреждений, что свидетельствует о масштабе проблемы.
Нравы в лепрозориях были довольно суровы. Туда заболевшие помещались после своей символической смерти, описанной выше. Изгоям запрещено было приближаться к городам и другим поселениям. Поскольку снабжением этих тюрем на открытом воздухе никто не занимался, то по необходимости, их обитателям все же приходилось контактировать с внешним миром. Это было возможно, но лишь при условии облачения в специальный наряд - тяжелый плащ с капюшоном, шляпу и колокольчик на шее чтобы предупреждать окружающих о приближении «мертвеца».
Правда, со временем, нравы в отношении прокаженных более смягчились. В 1098 году в Палестине был основан новый рыцарский орден Святого Лазаря, куда наряду со здоровыми рыцарями принимали и прокаженных. Изначально местом дислокации ордена стало предместье Иерусалима за городскими воротами Св. Стефана и собственно представлял собой именно лепрозорий. Соответственно, первые члены братства должны были ухаживать и помогать его обитателям, а не участвовать в боях. Небесным покровителем этого странноприимного места и был Святой Лазарь. Но по мере того, как приют Святого Лазаря наполнялся больными, в том числе и членами монашествующих орденов, которые по своим уставам имели право держать в руках оружие, там образовалась значительная прослойка прокаженных воинов во Христе. И это изменило до того миссионерскую и благотворительную природу ордена Св. Лазаря. Номинально прокаженные были уже мертвы, а для профессионального воина гибель в бою была лучше, чем медленное гниение и смерть в мучениях. Поэтому Устав обители был изменен с целью дать возможность прокаженным братьям погибнуть с честью в бою во славу Господа.
Свое первое боевое крещение лазариты приняли еще в 1187 году, во время захвата Саладином Иерусалима. Под зеленым крестом святого Лазаря сражались как здоровые, так и больные братья, Прокаженным воинам терять было нечего, и они дрались как безумцы. Часто такие рыцари использовались как «пушечное мясо». Воины Лазаря добровольно принимали на себя главный удар сарацин, чем спасали здоровых товарищей и подороже продавали свою жизнь.
Орден участвовал в боевых действиях в Палестине и особенно прославился во время Третьего Крестового похода, Тогда сводный отряд прокажённых воинов, бросавшихся в бой с открытыми забралами, наводил ужас на сарацинов своими уродствами не меньше, чем яростью и опасностью заражения. В битве при Форбии 1244 года лазариты потеряли весь свой личный состав, участвовавший в битве (как здоровых, так и прокажённых рыцарей вместе с магистром). Рыцари Св. Лазаря принимали участие в битвах при Мансуре в 1250, Рамле в 1252 годах. И всегда сражались в первых рядах, сознательно жертвуя собой. После ухода крестоносцев из Палестины лазариты осели во Франции и продолжал ухаживать за прокаженными по всей Европе. Кстати, благодаря этому ордену и его святому покровителю проказа получила еще одно свое название - болезнь Святого Лазаря.
Подвиги рыцарей ордена Святого Лазаря способствовали "ребрендингу" проказы и ее жертв. Теперь она стала считаться свидетельством "подвига во Христе" и «болезнью праведников». Прокаженные получили право просить милостыню, и колокольчик теперь не только предупреждал окружающих об опасности, но и призывал их подавать милостыню больному. А это создавало благоприятные условия для поисков лечения. Правда, тайну свою эта болезнь хранила еще долго и лишь во второй половине XIX века дело сдвинулось с мертвой точки. Но это отдельная история...
Продолжение следует...