Окей, скажете вы, а к чему предыдущая статья про нейропластичность? А вот к чему.
Как оказалось, я живу в мире розовых пони, где люди, а уж тем более специалисты по поведению, знают, что опыт влияет на морфологию мозга. Вот прям физически. Для меня это информация лежащая на поверхности. Ну казалось бы, Петя играет на фортепиано, значит, у него более развиты отделы мозга, отвечающие за чувствительность пальцев. А Вася пятый год учит китайский, и у него сильнее развиты другие области. Логично? Но, увы, не всем.
И как эту мудрёную статью применить к дрессировке?
Довольно просто. Давайте для упрощения разобьём методы обучения на 2 части: аверсивные (связанные с негативными последствиям - болью, дискомфортом) и позитивные (связанные с подкреплением едой, игрой, доступом к среде и т.п.).
Подобный эксперимент уже провели за нас учёные аж в 2006 году. Брали обезьянок, которые должны были следить за фигурками на мониторе. За что им давали поощрение в виде сока, возможность избежать наказания в виде струи воздуха или просто звуковой сигнал о правильном или неправильном действии.
В результате получилось, что за вознаграждение обезьянки работают лучше, ради избегания наказания хуже, а только при звуке совсем не очень. А ещё, что информация о подкреплении и наказании по-разному обрабатывается в префронтальной коре.
Так вот, получается, что одно и тоже поведение, например, "сидеть" можно "сделать" как минимум двумя путями, и будут задействоваться соответственно разные группы нейронов: в одном случае, отвечающие за избегание неприятного, в другом - отвечающие за вознаграждение. Т.е. при внешне одинаковом поведении животные выучивают разное - одни научаются сидеть, чтобы избежать боли, вторые - чтобы получить нямку.
А теперь вспомним, что всё это меняет мозг физически. Больше наказаний - крепче нейронные связи, которые их обрабатывают. Больше поощрения - крепче нейронные связи, отвечающие за них. Лично мне хочется, чтобы во время тренировок у собаки становилось больше вторых. К тому же, это банально эффективнее.